Найти тему
Терни знаний

Как украсть ЕГЭ

citifox.ru
citifox.ru

В этом году произошло то, что казалось невероятным - задания ЕГЭ по математике (профильного уровня) попали в интернет. Задания ЕГЭ все последние года охранялись примерно, как философский камень в Хогвартсе, но даже это похоже не помогло.

Давайте разбираться как вообще устроена защита информации о заданиях. Задания проходят довольно длинный путь, сначала их придумывают разработчики, затем создаются варианты с другими условиями, после чего компьютер случайным образом комплектует вариант, выбирая по заданию каждого типа, и, наконец, задания попадают в аудитории. С точки зрения безопасности весть этот путь можно разделить на три этапа: разработка, компоновка, доставка.

На стадии разработки с заданиями взаимодействуют много людей (задачи ЕГЭ пишет коллектив авторов, в профессиональном сообществе известно кто писал какие задания, особенно если тип задачи используется в ЕГЭ несколько раз), на стадии комплектации задания количество людей, задействованных в процессе - минимально. Стадия доставки снова требует много людей. Существует два способа доставить задания в пункт проведения экзамена: привезти из типографии и напечатать на месте. В последний год использовался только второй вариант. Если с первым всё более-менее понятно, то про второй вариант стоит сказать подробнее. В той же самой типографии производят и диски, и флэшки с заданиями (используется и то, и другое), вот здесь можно на это посмотреть. Флешки или диски прибывают в запечатанном пакете в аудиторию и вскрываются с началом экзамена, электронный носитель вставляется в компьютер, в аудиторию приходит ответственный за проведение ЕГЭ в конкретном пункте, вводит пароль и автоматически начинается печать заданий (КИМов) в аудитории.

У авторов заданий нет конечной версии ЕГЭ, доставка в пункты проведения абсолютно защищена

Давайте посчитаем сколько людей участвуют в процессе подготовки ЕГЭ и, кто из них имеет доступ к заданиям. Разработчики, очевидно, имеют доступ к заданиям, которые делают сами, и, скорее всего к заданиям, которые делают их коллеги, в любом случае должен быть единый редактор, который видит все задания. В типографии задания (вне зависимости от того, печатают их или записывают на флешку) тоже могут видеть, сколько человек может это сделать - не очень понятно. Во время доставки задания можно считать в полной безопасности.

В процессе подготовки к заданиям ЕГЭ имеет доступ огромное количество людей

Основная проблема, связанная с безопасностью заданий - это то, что увидев один вариант, ты сразу узнаёшь очень много про остальные. В случае математики вариативность конкретных номеров довольно большая, но это никак не защищает, если ты знаешь тип задания, особенно в сложной части C, то ты получаешь возможность подготовиться и получить преимущество. В гуманитарных предметах вариативность заданий меньше (просто в силу того, что в математике можно заменять цифры, а в других предметах так сделать нельзя), поэтому увидев один вариант или его фрагмент ты получаешь ещё больше информации. Например, в случае экзамена по литературе, вся интрига вертится вокруг того, какой текст будет использован, поскольку он определяет все остальные задания. Зная заранее какой текст будет, можно серьёзно улучшить подготовку. При этом, как правило, задания пишутся для трёх текстов, поэтому вариантов ЕГЭ получается не так уж много.

Чем меньше вариативность задания - тем легче его украсть

Подводя итог, с заданиями, так или иначе соприкасается довольно много людей, и это неизбежно. Большинство из них видит задания пока они находятся в разработке, поэтому риск для безопасности КИМов не такой уж серьёзный. Реальная проблема кроется на стадии редактуры, комплектации и печати заданий. Где-то там и происходит утечка.


Другие истории об образовании на личном опыте на канале ТЕРНИ ЗНАНИЙ