День 2\365. Duma|Мысли о свободе
"Мысли о свободе" ложно завлекают нас историей о дружбе мальчика и гепарда, эдакой реверс-историей Маугли, обещая рассказать о невероятных подвигах, любви, долге, преданности... и дальше по списку. Ложно - потому что ничего этого здесь и не было, и за каскадом высокопарных слов не скрывается ровным счетом ничего.
Этот фильм вообще не о гепарде и мальчике. И не о дружбе. Это фильм о принятии мальчиком факта смерти собственного отца, путем попыток выполнить последнее дело, которое они хотели совершить вместе: вернуть гепарда Думу домой, в дикую природу. Только вот осознаешь это уже в самом конце, на последних минутах, а до той поры... не чувствуешь ничего. Фильм пропитан исключительным равнодушием к своим героям, за них не хочется переживать, а характер прописан ровно в трех строчках текста на салфетке. Герои же кардинально меняют ход мыслей после первого же жизненного нравоучения, сразу вставая на путь истинный, словно в реальной жизни подобного предостаточного. У "Мыслей" была неплохая задумка, которая споткнулась о некачественную подачу материала, и как следствие, фильм не оставил в душе даже слабого отпечатка.
Взаимоотношения Думы и Ксана - это взаимоотношения любого человека, который любит свое животное, а оно любит его в ответ. Ваша собака вас любит, и вы ее тоже? Поздравляю, вы уже на месте Ксана!
Никаких геройствований, самопожертвований, никакой глубины или проявлений человечности... ничего. Гепард на самом деле вообще отходит на второй план, давая раскрытие мальчику и его очень плохо прописанному проводнику, но никак не тому, что нам заведомо обещали и расхвалили. И это крайне, крайне печально.
Отдельного абзаца достоин главный герой, ведущий себя по классике юношеского максимализма: считает, что мать недостаточно разделяет его боль об утрате отца, раздражен ее нежеланием везти Думу за тридевять диких земель, чтобы отпустить, и в итоге бездумно сбегает из дома в самые опасные дебри, которые только можно представить. Пример для подражания, прямо скажу, так себе, как и извлекаемая из этого мораль. Ну и небольшое бинго в итоге можно собрать:
-Сбежать из дома без тщательно продуманного плана, достаточного на долгое время количества еды и воды - есть.
-Довериться подозрительному незнакомцу, выглядящему крайне опасно и многозначительно держащему в руках складной нож - есть.
-Пройти через львов, крокодилов, кабанов, опасных москитов, змей и тонну других диких животных, ни капли не беспокоясь о своей жизни, о жизни матери и о том, что отец бы вряд ли это одобрил - есть.
Дзынь-дзынь-дзынь, мы сорвали джекпот.
Вообще, фильм полон сюжетных дыр, а-ля маленького мальчика на отцовском байке не останавливает полиция; Ребенок так умен, ловок, и хорошо помнит уроки отца, что спокойно крафтит плот для реки, не испытывает проблем с перебежками на дальние расстояния, терпит голод лучше солдата на вылазке, да еще и как-то гепарда содержит в хорошем состоянии. А еще мать на своей машине добирается до родного дома медленнее, чем ребенок... на ногах? На автобусе? Ну и самое главное, конечно: Дума был найден на дороге, и отец хотел отнести гепарда чуть дальше и левее, к горам, но уже через несколько часов на дороге Ксан почему-то въезжает в самую натуральную пустыню. В чем была проблема доехать по дороге вплоть до гор и избавить себя от кучи проблем? Если он боялся полиции, то наверняка можно было найти другой способ избежать встречи с ними, но уж никак не гробить себя в далеких песках. Подобное просто нет сил списать на возраст Ксана, ведь он ведет себя как поистине самодостаточный юноша. А таких странных оплошностей в фильме полно, они очень резко бросаются в глаза и вызывают сильное чувство отторжения.
Отдельно в этой катастрофе из персонажей хочется выделить несчастную мать, которая не только потеряла любимого мужа, но и отчаянно искала пропавшего сына несколько недель-месяцев, для того чтобы заслужить целых несколько секунд экранного времени на обнимашки в конце. Грустно.
Да и на самом деле, самая главная проблема даже не в пустых героях, не в обманутых надеждах или сюжетных дырах. Главная проблема фильма в самой его идее. Дума был подобран на дороге еще котенком, он никогда не охотился с матерью, и у него нет привычек и качеств, которые позволили бы ему выжить в дикой природе. Мне тяжело поверить, что он был способен питаться чем-то кроме падали, и вообще охотиться на дичь, учитывая, что всю свою жизнь он находился на животной ферме, где никогда и никого не трогал. Материнская идея отдать животное в заповедник, где о нем будут по-настоящему заботиться, охранять и обеспечивать всем необходимым для жизни, была действительно куда мудрее идеи выбросить Думу в суровые степи для выживания. Я до сих пор не могу понять, в чем была проблема отдать его в этот самый заповедник еще юным котенком, чтобы потом не вздыхать и думать о том, что же делать со взрослым и беспомощным гепардом дальше.
Фильм в этом плане пытается преподнести нам мысль о том, что даже уехав далеко от родного места, оно всегда будет у тебя в крови. Ты не сбежишь от своей сущности и не сможешь измениться - дикое животное всегда будет диким животным. Но лично я предпочитаю мысль о том, что твой дом находится там, где находится твое сердце. Мы сами выбираем место, что должно стать нашим домом - а это место меняет нас в ответ, делая нас лучше, чем мы были, позволяя двигаться вперед. Домом для Думы была ферма семьи Ксана, где он рос, играл и любил. А дикая саванна для этого, честно сказать, подходит очень слабо.
Этот фильм попросту не предназначен для (зануд вроде меня) серьезных людей. Он нужен для мечтателей, способных не думать о суровых реалиях, для тех, кто будет верить, что гепард жил долго и счастливо, а мальчик - раз и навсегда нашел свое место в жизни. Но все мы знаем, что на то это и мечты.
Под конец, мне хотелось бы отметить замечательное качество съемки. Иногда мне казалось, что я включила канал National Geographic - так красиво и реалистично все было, так прекрасно был снят Дума, так хорошо ощущалась дикая природа вокруг. И это определенно было главным плюсом данного фильма.
В итоге, я ставлю ему 5\10, рекомендуя к просмотру лишь фоном, во время занятия важным делом, от которого вы будете отвлекаться только на моменты красивых пейзажных съемок. А вот пересматривать во второй раз этот фильм уже не будет никто.