В 80х годах на всей территории Союза работала служба доставки «пластинки-почтой» через систему Посылторга: диски можно было заказать по номерам из каталога (кроме лицензионного винила).
«Мелодия», с конца 60х годов, через своего внешнеторгового партнера – «Международную книгу» - имела экономические и торговые связи практически со всеми ведущими мировыми лейблами грамзаписи.
Продукция «Мелодии» экспортировалась в более чем 90 стран мира (преимущественно, классика и фольклор). Иногда "Мелодия" на своих мощностях изготавливала пластинки для других лейблов, чаще всего "Amiga" (ГДР), Supraphon (Чехословакия), "Балкантон" (Болгария), "Muza" (Польша), "Pepita" (Венгрия), "Kansan" (Финляндия). На таких дисках обычно не ставились опознавательные знаки "Мелодии", хотя все они проходили по ее каталогам с экспортным шифром С90.
Пластинка чехословацкой рок-группы Katapult (Мелодия для Suipraphon, C90-15685-6, 1981)
Пластинка, изготовленная "Мелодией" для Финляндии (C90-14303-4, 1980)
Взамен «Мелодия» нередко приобретала лицензии на издание зарубежных пластинок. Лицензионная политика советского лейбла, помимо цензурных ограничений, была строго прагматичной: закупались лицензии на издание только у тех лейблов, которые сами что-то покупали у ВФГ.
В 1990 был подписан договор с международным лейблом BMG, согласно которому тот получал исключительные права на распространение продукции «Мелодии» всех лет на территории всего мира до 2003 года, в обмен на туманные преференции для «Мелодии». Как выяснилось впоследствии, договор был совершенно непродуман со стороны советского лейбла: по нему, концерн BMG получил в свое распоряжение практически всю фонотеку «Мелодии» и права на ее издание; при этом обязательное инвестирование в развитие советского лейбла предусмотрено договором не было. Впоследствии, это сыграло сугубо негативную роль для «Мелодии».
С крушением СССР «Мелодия», реорганизованная в Фирменное государственное унитарное предприятие (ФГУП), продолжила выпуск винила, однако тиражи стали резко падать в связи с общей экономической ситуацией в стране, появлением на прилавках продукции западных лейблов, возникновением большого числа конкурентов и обретением структурными подразделениями «Мелодии» хозяйственной независимости. "Мелодия" еще как-то пыталась выправить положение, организовав на Ленинградском заводе выпуск дисков зарубежных поп- и рок-исполнителей (возможно, по лицензии, возможно - нет).
Диски Queen и Тины Тернер, выпущенные "Мелодией" в стадии развала
В 1991 на получившем хозяйственный суверинитет Апрелевском заводе было организовано МП «Русский диск».
Пластинки МП "Русский диск", организованного на АЗГ в 1991
В 1991 компания Sintez Records Александра Кутикова выкупила у «Мелодии» Рижский завод, находившийся в стадии банкротства.Там выпускались пластинки советских поп- и рок-звезд того времени.
Пластинки фирмы Sintez Records (МП Ri-Tonis), выпущенные на Рижском заводе
В том же году началась активная сдача в аренду торговым предприятиям производственных площадей Ленинградского завода. Оборудование МОЗГа, официально остававшегося в структуре «Мелодии», было распродано по мелочам. «Мелодия» стала одним из многих лейблов, пытающихся конкурировать на постсоветском пространстве, причем отнюдь не самым успешным, и с 1993 занялась только лицензированием, т.е. продажей своей фонотеки для выпуска на носителях другими производителями.
Между тем, на постсоветском пространстве, прежде всего в России, в 1991-1995 появилось достаточно большое количество новых лейблов (Орфей, Бекаръ, Sintez Records, SNC, Лiра, Gala Records, Студия Союз, Jeff Records, ZeKo Records и т.д.), которые с разной степенью успеха занялись печатью виниловых пластинок (примерно до 1997) и CD (c 1993). Для печати винила использовались мощности бывших заводов «Мелодии», а компакт-диски вначале штамповались по заказам российских лейблов в Германии, Австрии и Швеции, а затем успешные компании начали обзаводиться своими линиями по производству CD.
Одни из первых CD, выпущенных в России, 1993
Выпуск винила был практически прекращен в середине 90х.
В начале нового века, в связи с возросшим спросом на виниловые пластинки, многие российские исполнители начали параллельный выпуск альбомов на CD и виниле (винил выпускался небольшими тиражами за рубежом, главным образом в Чехии, где сохранилось производство достаточно дешевых виниловых пластинок). С 2013 новые прессы для печати винила появились и в России. Виниловые пластинки, как правило, выпускаются в формате «гигант» (12’’, 33 1/3 об/мин, т.н. 180 gr vinyl).
Более-менее успешная и регулярная деятельность «Мелодии» по реставрации и выпуску на CD собственной фонотеки, после некоторого перерыва, началась в 1996. В 2007, на уровне правительства РФ, было принято решение о приватизации «Мелодии», однако оно тут же было отложено в связи с крайне небольшими объемами оцифровки записей фирмы (около 5% от общего объема). В 2011, при смене руководства ФГУП и проведенном попутно аудите, оказалось, что еще в 2000-2001 годах все металлические матрицы, с которых штамповались грампластинки в 50х-90х годах (изготовленные ВСГ и МОЗГ), бесследно исчезли из фондов фирмы; выяснилась также утрата некоторого количества мастер-лент из фонотеки вследствие воровства и ненадлежащих условий хранения. С 2011 по 2017 ФГУП отреставрировало и оцифровало более 60% своей фонотеки. В январе 2017 было объявлено, что в скором будущем «Мелодия» наладит выпуск небольших тиражей избранных дисков для любителей винила. На настоящий момент ФГУП «Мелодия» выпустила более 2000 наименований CD. В 2014 открылся интернет-магазин «Мелодии», в котором можно приобрести не только то, что выходило звуковых носителях, но и то, что еще не издано, или то, что вряд ли когда-то будет издано (типа разнообразных лекций Наркомздрава или отчетных докладов МПС СССР) в несжатом фармате wav.
Интересна позиция нынешнего руководства «Мелодией» по отношению к т.н. «интернет-пиратству». В отличие от большинства иных лейблов, «Мелодия» не требует запретить размещать свой контент на просторах сети; она лишь желает получать часть прибыли от владельцев ресурсов, на которых имеются платные услуги, и музыкальный контент может рассматриваться в качестве дополнительной рекламы этой монетизации («ВК», «Одноклассники», «YouTube» и некоторые другие соц. сети). Подобная позиция не лишена здравого смысла.
Завтра будет продолжение