101 подписчик

Как начать писать серьезно

Это часть работы «Пора писать серьезно». Полная версия.

Значит, хотим писать серьезно? Практических советов от меня не дождетесь. Это же вам не коммерческая инструкция. Зато есть домыслы, гиперболы и мнения профессионалов.

Это часть работы «Пора писать серьезно».  Полная версия.  Значит, хотим писать серьезно? Практических советов от меня не дождетесь. Это  же вам не коммерческая инструкция.

Предлагаю для начала избавиться от одного противного стереотипа. Для занятия журналистикой и литературой нужно профильное образование. Вот что по этому поводу думают сведущие люди:

Александр Амзин, издатель The Bell, автор телеграм-канала и одноименного издания «Мы и Жо»
Александр Амзин, издатель The Bell, автор телеграм-канала и одноименного издания «Мы и Жо»

У меня нет профильного образования. И у 80–90% моих коллег тоже.

Александр  Горбачев, один из составителей «Истории русских медиа 1989–2011. Версия  „Афиши“», редактор отдела специальных корреспондентов в Meduza, автор  телеграм-канала «я просто текст»
Александр Горбачев, один из составителей «Истории русских медиа 1989–2011. Версия „Афиши“», редактор отдела специальных корреспондентов в Meduza, автор телеграм-канала «я просто текст»

Состояние журналистского образования в России таково, что меня даже удивляет, что почти половина спецкоров «Медузы» его имеют. Чтобы стать журналистом, хорошего гуманитарного образования вполне достаточно.

Это часть работы «Пора писать серьезно».  Полная версия.  Значит, хотим писать серьезно? Практических советов от меня не дождетесь. Это  же вам не коммерческая инструкция.-4

Я, например, закончила отделение деловой и политической журналистики Вышки, но у меня нет финансового образования. А моя учительница по математике в школе вообще говорила, что мне никогда не сдать математику в Вышку и дорога мне только в ПТУ. Главное желание разобраться и все получится.

Александрина Елагина, экс-главред Russiangate, участник проекта «Центр Досье», автор телеграм-канала «сашенькины котлеты»
Александрина Елагина, экс-главред Russiangate, участник проекта «Центр Досье», автор телеграм-канала «сашенькины котлеты»

Где-то учат в вузах на журналистов-расследователей? Человек, который занимается расследованиями, должен знать хотя бы основы экономики и права, должен уметь анализировать и хорошо писать. Учат ли этому сейчас на журфаках? Не думаю.

Александра Жуковская, колумнист в «Журналисте», создатель и автор телеграм-каналов «Журналистика», «Работа в медиа», «Бесплатное образование»
Александра Жуковская, колумнист в «Журналисте», создатель и автор телеграм-каналов «Журналистика», «Работа в медиа», «Бесплатное образование»

[Образование] не нужно, и я постоянно везде про это говорю, во всех интервью и в статьях) Нужно как можно быстрее прибиться к хорошему редактору и внимать. Перейти в журналистику нетрудно, хорошие авторы всегда в цене. А журналистским стандартам любая редакция научит сама.

Елена Срапян, создатель журналистского проекта о жизни индейских племен в Латинской Америке Amazonas, автор телеграм-канала Muy Viajera и соавтор BadPlanet
Елена Срапян, создатель журналистского проекта о жизни индейских племен в Латинской Америке Amazonas, автор телеграм-канала Muy Viajera и соавтор BadPlanet

Я немного жалею, что пошла на журфак: эти пять лет можно было потратить куда продуктивнее, выучить пару языков на факультете романо-германской филологии, или стать начинающим антропологом. Профильное образование журналисту, на мой взгляд, не нужно вообще. Все это нарабатывается практикой куда быстрее.

Если вы куда-то поедете и привезете хороший репортаж, то его с большой вероятностью опубликуют. Другое дело, что я бы тут отделила мух от котлет: если мы говорим именно о коммерческом копирайтинге, а не о журналистах-фрилансерах, то сначала нужно потратить время на изучение матчасти. Пара книг по журналистике, миллион прочитанных репортажей известных авторов. Надо почувствовать уровень хорошей журналистики и стремиться к нему. И надо понять, что это совершенно другая работа, которая стоит больших психологических и финансовых вложений.

Ольга Соломатина, автор книги «Писать легко» и одноименного телеграм-канала
Ольга Соломатина, автор книги «Писать легко» и одноименного телеграм-канала

[Нужно] много читать, можно даже все подряд ведь плохие книги часто учат даже больше, чем хорошие, так узнаешь как писать не надо. Много писать самому, разбираться в драматургии, а еще выдерживать себя в больших количествах. Писатели ведь счастливые одиночки.

____________________________

Ольга Соломатина и Елена Срапян посоветовали много читать. Думаю, это универсальный совет для всех нас. Самая короткая дорога к своим серьезным текстам через чужие. Единственное, с чем нужно определиться, как фильтровать информационный поток и за кем следить в нем. С литературой все достаточно просто. Если автор еще дышит, читать его не стоит (сарказм). На самом деле, время отобрало для нас столько сносящих крышу книг, что не хватит жизни на их прочтение.

Как быть с журналистикой? Мой выбор — это англоязычные издания с крепким, мировым именем. Не потому что это статусно и цепляет девчонок в сапсане (хотя и поэтому тоже), а просто потому что привык. Меня потянуло к серьезным текстам, когда я попросту не знал что читать на русском языке. Большинство журналистских проблем с местной повесткой меня не волновало, так что я листал NYT, Vice, Paris Review, New Yorker. Потом этот список стал сужаться под натиском пейволлов. Ну а после понемногу я стал узнавать о качественных русскоязычных работах.

Мой совет для всех, кто это читает, — подписаться на «Редколлегию». Это премия в поддержку профессиональной журналистики. Все самые значимые материалы не обходят ее стороной. Часто жюри отмечает региональные расследования, так что набор источников постоянно обновляется. Самое важное для премии — не платформа, а журналист. Это помогает находить «своих авторов» и следить за ними, даже если какое-то издание прикроют. Ну а найдя близких по духу журналистов, нужно впитывать, вчитываться, вылавливать трюки и долгое время подражать, пока не прорежется ваш истинный голос.

Итак, мы разобрались, что обойтись можно и без журфака, а расти лучше всего на чужих текстах. Теперь важно вооружиться журналистскими и литературными инструментами. Напомню, стиль, работа с информацией и социальным сетями уже при нас. Задача — превратить все это в серьезный текст.

У нынешнего издателя The Bell Александра Амзина есть учебник по новостной интернет-журналистике. Пусть вас не обманывает название — большая часть этой работы применима не только к новостной, но и к любой другой интернет-журналистике. Здесь много универсальных правил, в которые можно уложить весь ваш багаж знаний по стилю и фактчеку.

Другие инструменты бережливо собирает журналистское сообщество. Будем надеяться, что остальное придет с опытом, созерцанием, редакторскими розгами и стремлением к совершенству. В литературе у вас еще должен быть чертовски редкий талант. К несчастью, с торрентов его не скачать. Поэтому главные инструменты здесь — адекватная самооценка и готовность слегка снизить планку в своих ожиданиях.

Осталось только определиться, куда писать. В следующей части я предложу несколько вариантов, а профи расскажут об этих опциях больше. Нужно только держать в голове, что возможностей в серьезном письме не счесть.

Читайте больше о том, зачем писать серьезные тексты, здесь.