1 подписчик

Единства человека и природы.

"Лёд" СЕРГЕЙ ПАНИН 2017 г.
"Лёд" СЕРГЕЙ ПАНИН 2017 г.

В очередной раз услышал мнение, что человек должен жить в единстве с природой. Сформировав свое мнение по этому поводу решил поделиться им с вами.

Говорить о природе я могу только в русле Хайдеггера, потому как это единственный мыслитель, который высказался на эту тему в таком ключе, которая я могу поддержать.

Природа из объекта созерцания, исследования и воспевания превращается в инструмент. У Хайдеггера это 2 разных онтологических плана. Есть вещь подручная, есть вещь наличная и природа почти полностью переходит из наличного в подручное. Причем раньше природа была особой формой этого самого наличного, она даже не была объектом исследования, она была объектом воспевания. Обрати внимание с чего начинается метафизика Аристотеля, первый ее том, он говорит "С чего начинается первая философия? Она начинается с удивления, с восхищения окружающей реальностью." Потом Декарт все меняет, у него философия начинается с сомнения достоверности информации получаемых от органов чувств. Но у древних даже философия начиналась с восхищения реальность. То есть человек смотрит на окружающую его природу, она на столько его поражает, что ему становиться интересно что стоит во главе этой природы. Что стоит во главе того либо иного процесса по отдельности, из чего все начинается. Почему оно такое, а не какое нибудь другое? Как Хайдеггер позднее сформулировал: "Почему нечто, а не нечто?"

И с этого восхищения природой начинается все познания окружающей реальности, для древних. А для человека нового времени, познание окружающей реальности, начинается с подгибания окружающей реальности под себя. Что переходит к переработке, не только ресурсов естественных, деревьев в опилки и т.д., но и как писал Егор Летов: "Люди сатанеют, умирают превращаясь в топливо, игрушки, химикаты и нефть. Отходы производства, мавзолей и погоны." То есть природа меняет онтологический статус. Меняется бытие вещей. Не на уровне природы, которое может исследовать естествознание, а на уровне бытия, которое вообще исследовать невозможно. Бытие это бытие. Его и понять невозможно. Это вечный вопрос, в чем смысл бытия. Он изначально не разрешим, его надо постоянно созерцать. Хайдеггер об этом умалчивает в начале "Бытие и время.", но сомнений нет, к тому моменту когда он закончил писать эту книгу, становиться понятно что на этот вопрос ответа некогда не будет. В дальнейших работах он и вовсе отходит от этого вопроса.

Происходит некое забвения бытия. Природа меняет свой онтологический статус под влиянием технологии. Из объекта созерцания превращается в объект использования. Очень резкое изменения, даже если природа перешла бы из объекта воспевания в исследования, это было бы сильным изменением. Но это не было бы онтологическим изменением.

Если ты традиционалист, то с природой сейчас все печально. До скорого...