Найти тему
Книги, сценарии и кино

"Маленький человек" в русской литературе

Оглавление

Сегодня День русского языка, по-другому называемый Пушкинским днем, потому что именно 6 июня 1799 года родился наш любимый Александр Сергеевич. Сегодня одиннадцатиклассники написали ЕГЭ по русскому языку, с чем мы их и поздравляем! Впереди – литература (20 июня). И мы с вами продолжаем готовиться к экзамену.

Как-то, говоря о "лишних людях", я обещала написать еще об одном типе литературного героя – "маленьком человеке". Символично вспомнить о нем именно сегодня, потому что первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести Пушкина "Станционный смотритель".

Маленький человек стал возможен в реалистических произведениях: здесь писатели обращали свое внимание на простых людей невысокого социального положения и происхождения, зачастую бедных, ничего из себя не представляющих. Литература "отвернулась" от героев-героев и обратила свой взор на обычных людей, в жизни которых тоже случаются трагедии. Именно в реализме стало возможным появление подобного типа литературного героя.

Маленькие люди обычно незлобивые и безобидные люди. А вот их обидеть очень легко – и этим пользуются те, кто стоит выше по социальной лестнице, а таких большинство. Маленькие люди всей душой желают справедливости, но не могут (или боятся) ее добиться.

1. Евгений из "Медного всадника" А.С. Пушкина

А.Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"
А.Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"

По словам Валерия Брюсова, в поэме Пушкина говорится "о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья". Даже здесь мы видим уничижительные эпитеты: "ничтожный", "неумный", "неоригинальный"... Пусть это так, но даже такой человек все-таки является человеком, и он хочет счастья и любви. А это простое желание разрушено стихией: наводнение становится причиной гибели возлюбленной героя.

Евгений, сходя с ума от горя, все-таки понимает, кто является главным виновником случившегося – это Петр I. Именно он решил построить город в совершенно не подходящем для этого месте, зато выгодном с точки зрения политики и экономики. Наводнения – бич Петербурга на протяжении нескольких веков. Маленький человек ничего не может с этим поделать: за него решили, где удобнее расположить столицу, сколько человек должно умереть для этого. Но наш Евгений все-таки решается на бунт:

Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
"Добро, строитель чудотворный! -
Шепнул он, злобно задрожав, -
Ужо тебе!.." И вдруг стремглав
Бежать пустился.

Вот так выглядит "бунт" маленького человека: показать кулак памятнику Петра и не договорить своего возмущения. Это тот максимум, на который способен герой. Но даже этого становится достаточным для того, чтобы сойти с ума: как вообще маленький человек посмел усомниться в правильности действий власти?! В финале поэмы мы узнаем, что Евгений умер.

2. Башмачкин из "Шинели" Н.В. Гоголя

Ю. Норштейн. Иллюстрация к "Шинели" Н.В. Гоголя
Ю. Норштейн. Иллюстрация к "Шинели" Н.В. Гоголя

Достоевский как-то сказал: "Мы все вышли из гоголевской "Шинели". Это означает, что тип литературного героя, выведенный Гоголем на страницах своей повести, оказал огромное влияние на последующих писателей, в первую очередь, конечно, на самого Достоевского.

Акакий Акакиевич Башмачкин – самый известный маленький человек в русской литературе. Его имя говорящее: кроме того, что "башмак" – это обувь бедняков (в отличие, например, от сапога) и соприкасается с землей (ниже быть уже невозможно), имя "Акакий" переводится с греческого "не делающий зла, незлобный", а так как имя героя повторяет имя отца, получается, что Башмачкин незлобив "вдвойне".

Пусть Башмачкин не очень приятен внешне и не блещет умом, зато у него есть своя страсть, своя любовь:

"Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой..."

То есть переписывание бумаг было делом всей его жизни, и делал он его с любовью. За одно это можно уважать человека. Однако окружающие только издевались над Башмачкиным, втаптывая его еще больше в грязь, причем не за какое-нибудь дело, а просто так, потому что он, как маленький человек, является для этого отличной мишенью. Акакий Акакиевич, человек, как мы помним, незлобный, обычно просто грустно отвечал всего одной фразой:

"Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" — и в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой".

Здесь уже чувствуются библейские мотивы: Христос часто обращался к незнакомым людям, называя их братьями. Все люди – братья.

Второй страстью для Башмачкина стала шинель. Мы видим, каким трудом он добивался своей цели и как радовался ее покупке. Это настоящее счастье для маленького человека! Но не тут-то было: шинель крадут, искать вора никто не торопится, а "значительное лицо", к которому Акакий Акакиевич пришел за помощью, просто наслаждается своей властью над подобными людьми:

"Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека..."

Наш герой (так же, как Евгений из "Медного всадника") посмел попробовать защитить свои права, обратиться к вышестоящему... И он так же умирает в конце произведения. Гоголь сглаживает печальный финал фантастикой: став призраком, Башмачкин наконец добивается справедливости. Таким образом, писатель показывает, что на этом свете у маленьких людей такой возможности нет.

3. Червяков из "Смерти чиновника" А.П. Чехова

А.Д. Базилевич. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"
А.Д. Базилевич. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"

Вновь говорящая фамилия – Червяков. Мелкий чиновник, экзекутор (т.е. человек, наблюдающий за порядком в канцелярии) настолько привык к своему подчиненному положению, что свой случайный чих в театре считает катастрофой: он побеспокоил генерала!

Далее следует череда лакейских и подобострастных извинений перед Бризжаловым, который уже и думать забыл об этом инциденте. Но нет, наш маленький человек всё воспринимает слишком серьезно: как он, червяк, посмел побеспокоить такого великого человека, как генерал?!

Бризжалов так же, как "значительное лицо" в "Шинели", в итоге, не выдержав, накричал на Червякова:

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

Маленький человек после этого пришел домой, лег на диван и умер. Символично, что Червяков сначала дошел до своего дома: ведь не пристало побеспокоить генерала еще и своей смертью. Таким образом, он за всю жизнь не сделал ничего плохого и не навредил никому, кроме самого себя.