В 1754 году на земле родился самый обыкновенный на вид ребенок, и ничего не предвещало того, что он станет великим провидцем и святым, которого почитают все православные мира и по сей день. В миру он звался как Мошнин Прохор Исидорович и был очень почитаемым русским святым. Вся его жизнь была полна тайн и загадок, да и после смерти не утихают дискуссии на его счет.
Канонизация
В отношении Саровского церковь приняла выжидательную позицию на долгие годы. Синод нерешительно причислял его к святым. Все дело в том, что старец питал некие симпатии к старообрядцам, что естественно немыслимо было для официальной церкви. Поэтому и был причислен к лику святых только в 1903 году, хотя еще за 20 лет до этого впервые документально была подтверждена идея его канонизации.
Все дело в том, что власть в церкви напрямую зависела от государственной. Так, обер-прокурор лично контролировал деятельность Синода. Но справедливости ради надо сказать, что определить, где был подвиг преподобного, а где сыграли сплетни и воображение рассказчика было сложно. И потом из 94 чудес старца, которые были документально подтверждены, признана была лишь малая толика. Синод все ждал знака свыше, и в прямом, и в переносном смысле.
Старовер
Больше века и до сегодня обсуждается версия, что Серафим симпатизировал староверам. О том, что старец не сторонник официальной веры, упоминалось в документах Мотовилова, которые обнародовали на Кочующем соборе. Хотя существовал ли такой собор действительно — никто не знает.
Кроме этого один из исследователей упоминал, что святой был родом из семьи крипто-старообрядцев. И будто бы, к официальной церкви он примкнул только для видимости, а в реальности тихонько молился старорусскому чину. Об этом говорили и некоторые атрибуты, такие как литой крест и четки-лестовка. Даже строгий аскетический образ жизни и тот связывали с старославием. Но известен и разговор Саровского со старообрядцами, где он попросил “оставить бредни”.
По указу императора
Канонизировали Саровского благодаря последнему русскому императору Николаю II, для этого он практически заставил Победоносцева продвинуть это дело. Скорее всего здесь замешана и супруга Николая, которая просила старца помолиться о зачатии наследника. И когда родился цесаревич, вера в святость Серафима только укрепилась. После этого большой образ святого был помещен в кабинете государя.
Конечно, не понятно, какую цель преследовал Николай II, хотел ли быть ближе к народу, либо какой другой личный мотив. Известно только, что старца в семье императора уважали все, ходят слухи, что он тайно приходил во дворец и лечил императорских детей.
Предсказание старца
Во время открытия мощей святого Николай II получил письмо, написанное Саровским при жизни. Адресовано оно было четвертому государю, который приедет молиться о старце. Оригинал, к сожалению, не сохранился, и что было написано в нем, никто не знает. Если верить рассказу дочери Саровского, то письмо было запечатано хлебом, император положил его в карман и обещал позже прочитать. А когда прочитал, то горько заплакал и утешить его не могли очень долго.
Предполагают, что письмо рассказывало о грядущих кровавых событиях в его семье. И содержало наставления от провидца, с призывом нести свой крест до конца.
Молитвы святого на камне
Нередко можно встретить изображения старца, молящегося на камне. А все потому, что Саровский 1000 дней молился на камне вначале в лесу, а потом еще столько же на камне у себя в келье. Документально подтвержден этот факт не был, потому что у православных коленопреклонение — это скорее исключение, чем правило, в отличие от католиков. И, кстати, абсолютно не приемлют этого старообрядцы.
По непроверенным данным, о том, что Серафим молился столько времени на камне, он сообщил сам же перед своей смертью, в пример потомкам. И когда кто-то начал сомневаться, что это вообще возможно, столько молиться, он упомянул о Святом Симеоне, который 30 лет молился не переставая. Хотя делал Симеон это стоя, а не на коленях.
Медведь
Есть несколько свидетельств, говорящих, что старец общался с медведем. Так, инок рассказывал, что Саровский кормил дикого зверя сухарями, а некая Александра из Лысковской общины говорила, что слышала как святой просил медведя принести меда и не пугать сирот. Но самый потрясающий рассказ об этом был от Матроны Плещеевой. Хотя она и говорит, что упала без чувств, но при этом в деталях описывает происходящее. Возможно женщина просто хотела приобщиться к славе преподобного, ведь перед смертью она призналась, что очевидицей была не она, а некий Иоасаф.
Спорят православные также и об обряде, который придумал Саровский. Так, по канавке Царицы Небесной, придуманной при жизни старца сегодня проходят верующие и в конце получают сухарики от батюшки, аналогичные раздавал святой своим гостям. Но подобный обряд был придуман не случайно в те времена, и нес он практическое значение: ров защищал монахинь от врагов.
Сегодня же и канавка, и сухарики, и прочие атрибуты, связанные с Серафимом для паломников имеют громадное значение.
Мощи
Даже после смерти история святого старца продолжала окутываться тайной. Его мощи были вскрыты в 1920 году. Через 6 лет монастырь, где они хранились, решено было ликвидировать. Встал вопрос, куда девать мощи святого, решили передать все в музей в Москве. По свидетельствам очевидцев, мощи разделили на 2 группы и увезли их в разные стороны, чтобы никто не узнал, куда повезли святыню. Считалось, что мощи до 1934 г хранились в Страстном монастыре, пока его не взорвали.
Но все же в 1990 году мощи были обнаружены в Музее истории религии и атеизма Санкт-Петербурга. Но эту новость восприняли в штыки, помня о подмене мощей. Чтобы развеять все сомнения в 1991 году была собрана специальная комиссия, она провела экспертизу и доказала подлинность мощей. После чего они были переданы в Дивеевский монастырь.