Найти в Дзене
Доброта спасёт мир

Память моего рода...

Предки мои были потомками казаков, бежавших в казацкую вольницу из-под государевой опеки в Сибирь, вместе с другими такими же беглыми, организованными позже в большие отряды атаманом Ермаком Тимофеевичем для завоевания и освоения Сибирских земель.
Позже первых переселенцев стали называть"чалдонами". Происхождение этого слова относят к названию рек ЧАЛ и ДОН, откуда они были родом. Осели зачинатели моего рода по берегам Иртыша, который стал последним пристанищем и для самого атамана Ермака. По преданиям он утонул в реке Вагай, притоке Иртыша, из-за тяжёлой кольчуги, подаренной ему Иваном Грозным; во время нападения на его отряд войска хана Кучума.

Казацкая вольница
Казацкая вольница

Предки мои были потомками казаков, бежавших в казацкую вольницу из-под государевой опеки в Сибирь, вместе с другими такими же беглыми, организованными позже в большие отряды атаманом Ермаком Тимофеевичем для завоевания и освоения Сибирских земель.

Позже первых переселенцев стали называть"
чалдонами". Происхождение этого слова относят к названию рек ЧАЛ и ДОН, откуда они были родом. Осели зачинатели моего рода по берегам Иртыша, который стал последним пристанищем и для самого атамана Ермака. По преданиям он утонул в реке Вагай, притоке Иртыша, из-за тяжёлой кольчуги, подаренной ему Иваном Грозным; во время нападения на его отряд войска хана Кучума.

Крепость на Иртыше
Крепость на Иртыше



Варвара, моя бабка по материнской линии, была старшим ребёнком в семье мельника Семёна Викуловича Пищальникова. Старшим и самым востребованным родителями ребёнком, без которого ни одно дело в хозяйстве не обходилось: "Варька, тащи подойник, корову доить пора! Варька, телёнка привязала на пашне? А детям постелила на печи?"


Особенно неласков был отец, не в меру строгий и замкнутый мужик. Бог его знает, что ему довелось пережить в жизни(об этом нам не рассказывали), но дети побаивались своего сурового отца. Мать же настолько была занята ведением большого хозяйства, что деток своих видела утром, когда будила и вечером, когда благословляла на сон грядущий. Всё остальное время мамой и папой для младшеньких была Варвара.

Детство
Детство


Прожитые жизни предков, особенно удалённых по времени от нас поколений, передаются из уст в уста в виде ярких событий, а такие тонкости, как семейное счастье, наличие или отсутствие у них любви и теплоты взаимоотношений, остаются за"кадром"и покрываются исторической паутиной времени.


Трудные времена испытывала вся наша большая страна после первой мировой войны, а особенно тяжело жилось в Сибири. Именно на те сложные годы и выпало неласковое детство Варвары: не голодное, как у многих в то время, но и не слишком счастливое из-за суровых семейных отношений. Было ли оно, её детство?!

Народные гуляния
Народные гуляния


Настала юность, когда бурлит кровь и много хочется в жизни добиться, и уже нужна свобода и независимость от родительского гнёта, хочется на завалинке посидеть с подружками, и песни попеть, и хороводы поводить под балалаечку(других инструментов в деревне тогда трудно было сыскать). Всё это, наверное, было у Варвары, воспитанной в тяжёлом труде и недостатке любви. Я надеюсь, было, но вот настала пора и замуж выходить, времечко-то уже к 20-ти годам"подпёрло", а то ведь потом девку никто замуж уже не возьмёт, как "перестарка".


На деревне за Заливом работал в кузнице молодой статный кузнец Пётр, парень из многодетной, но крепкой семьи, тоже продолжатель казацкого роду-племени. Вот в него-то и влюбилась наша Варвара, да так влюбилась, что не стала ждать родительского благословения, а убежала к любимому в чём была. Да и то верно, ведь не отпустил бы отец главную помощницу в чужую семью, пока младшие не подросли, да в самостоятельную жизнь не определились!

Вера всегда помогала в жизни!
Вера всегда помогала в жизни!


Поладили молодые, обвенчаться решили и стала Варвара мужней женой работящего и покладистого Петра. Кузнецами могли быть только сильные и выносливые: такую тяжёлую работу на жаре, которую кузнечные меха раздували, вынести не каждый мог. Зато с копеечкой всегда был кузнец и вся его семья, работы-то на деревне, особенно в пахотный сезон не переводилось.


Так началась неспешная деревенская жизнь Петра да Варвары: дом отстроили, пашню большую"намерили"для огорода, да хозяйского двора, где и скотине раздолье будет и для построек места хватит. Детки стали рождаться один за другим и всё, что желают молодым на свадьбах, совет да любовь, у них было!


Но, как говорится в русской поговорке: не было печали, да черти накачали, вмешалась в эту тихую семейную историю война. Всех деревенских мужиков стали забирать на службу солдатскую Родину защищать от врага-супостата Гитлера. Петру тоже повестка пришла.


Горя не измерить, словами не пересказать, сколько наши бабы пережили в ту войну лихую, об этом много книг написано, фильмов снято, песен спето. Но чтобы понять и прочувствовать это, самому пережить надо... Мужикам тяжело, они воевать ушли, а женщины остались на всё остальное: детей поднимать, работать до седьмого пота на полях, хлеб выращивать, а на заводах и фабриках снаряды и танки делать для Победы.

Война-тяжелое испытание...
Война-тяжелое испытание...


Голодно стало, трудодни заработаны, а взять в колхозе на них нечего, всё отправляли на фронт. Чем детей кормить, как выжить? Большое и крепкое хозяйство постепенно сошло на"нет", поднимать его времени не оставалось, все работали в поте лица на колхозных полях, а отказ приравнивался к предательству по законам военного времени.


Были у Варвары сродные(двоюродные)сёстры в деревне, жили недалеко от неё и тоже впроголодь. Созрел у баб наших план, забить телёнка колхозного вечером, когда стадо ещё не загнали в коровник. Так и сделали, Варвара ещё старшую дочь Наталью прихватила с собой, чтобы и на неё долю мяса получить.


Подманили они куском хлеба одиноко пасшегося телёнка и загнав в сарай, быстро его забили, разделали и освежевав тушу, разделили на 4 части, всем поровну. Получилось всё удачно: мясо можно засолить и в погреб спрятать, а потом наваристую похлёбку варить с пшеницей и дети не будут голодными и растянуть можно надолго...


А в деревне уже слушок пошёл: пропал колхозный телёнок, ищут везде и по дворам ходят уполномоченные. Анька-"кособочка", хромая на одну ногу сестра Варвары, дождалась ночи, растопила печь, да давай ногу телёнка смолить, чтобы холодца наварить назавтра. Тут её и взяли с"поличным"(подозрительно, когда топится летом печь, да ещё ночью, а дым из трубы далеко видать).


Ну она, конечно,и всех остальных назвала, никого не забыла. Беда страшная пришла в семьи, матерей забрали, старшую дочь Варвары Наташу тоже забрали, хоть и было ей всего 17 лет; и мясо забрали, дети голодные одни остались. У кого бабка старая в семье, хорошо, было с кем детям остаться, а у кого стариков нет?! Отец воюет, мать в тюрьме, а дети по чужим людям мыкаются.


Осудили женщин быстро, получили все по полной, закон военного времени сработал чётко: Варвару на 7 лет, Наталье по причине несовершеннолетия 3 года дали. Отправляли на поселение в женскую колонию в Караганде всех наших баб, да ещё много осуждённых за разные преступления, целая колонна набралась таких"каторжан"и гнали их через пару дней после приговора мимо Варвариного дома, дорога-то через деревню на станцию одна. Прилепились дети кучкой к забору своего дома, а мимо мать да сестру гонят под конвоем на станцию. Вой стоит вокруг, да печаль жуткая, непереносимая ...

Тоска
Тоска


Надо же так случиться, уберёг Господь бог Петра от смерти, ранение он получил тяжёлое, но не смертельное, лекари в госпитале на ноги его поставили, из армии комиссовали и поехал Пётр Гаврилович с войны домой. Не знал он про судьбу семьи, жены Варвары, писем трудно дождаться в военное время из тыла и с фронта. Приехал, как долгожданный дождь в засуху на головы пролился. Вовремя дети увидели своего отца, в чужих семьях тяжело горе переживать. Стали жить с отцом, но без мамы...


Пётр был хорошим отцом, дети сыты и ухожены, сказки малышам рассказывал, если силы оставались после тяжёлой работы и игрушки делал из дерева. Шить научился и обувь сам делал из кожи, мастер на все руки! Прошло 3 года, Наташа вернулась взрослая, с маленьким сыном на руках и с затравленным взглядом. Трудно привыкала к свободной жизни, к малышу своему относилась как чужому. Потом от неё узнали,что ссильничал её лагерный охранник. Грубый голос у неё остался до глубокой старости, да материлась, как песню пела, легко и просто, после"уроков тюремных учителей".


Закончилась война, вернулись солдаты с фронта. Наташа встретила свою судьбу, орденоносца Павла Завертанова, поженились они тихо, а мальчика Колю отцу оставили. Павел был болтун неимоверный, такие байки рассказывал, что все сидели открыв рот, часто не понимая, врёт он или правду говорит. Народили они с Натальей двух красивых сыновей, отцу помогали детей поднимать, стала жизнь "поломатая"налаживаться помаленьку.


Вот и маме Варваре срок вернуться подошёл. Пришла больная, чужая, молчаливая. Стала работать в пол-силы, здоровье подорвала на тюремной каторге, скрытничала. Писала кому-то письма, ходила отправлять в центр деревни на почту, а Петру потом рассказали, что она несколько раз посылки отправляла мужчине.


В общем, не долго терпел Пётр, выгнал её из дома. Она была уже сильно больная, помыкалась по чужим углам некоторое время, да приползла домой умирать. Завесили ей угол в доме,чтобы отгородить от детей, кашель у неё был очень сильный, да боли жуткие в животе. Дети ухаживая за ней, жалели мамку, плакали и это было единственное, что добавляло ей силы в борьбе с болезнью до последнего...


Умерла Варвара ранней весной, когда почки на берёзе во дворе только набухать начали и ласточки ещё не вернулись в родные края... Такая горькая судьба досталась Вареньке-мученице, моей бабушке, которую я не видела никогда, но помню о ней и прошу у Бога для неё милости в неземной жизни...
Если вас тронул мой рассказ, буду рада...