Найти тему

Что не так с отечественной индустрией развлечений

Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите «новый отечественный фильм»? Первая мысль при анонсе «нового отечественного сериала»? Вряд ли это бурный энтузиазм и предвкушение. Самая позитивный посыл, который мне встречался: «Может быть в этот раз будет что-то более-менее».

Конечно, не всё так плохо. Есть у нас и фильмы, за которые не стыдно, и сериалы, которые хочется пересматривать. Но, в среднем-то «по больнице» — беда. При тех же, а то и меньших, бюджетах типичная иностранная продукция интересней и качественней. Разумеется, всё зависит от страны-производителя, но и мы претендуем на топ, значит и сравнивать надо с лидерами.

Если начать разбираться, в чем же собственно проблемы, то, выясняется, что они есть на каждом этапе. Разработка, производство, реализация. Часто можно услышать, что у нас слабые сценарии, режиссёры не умеют снимать, актёры — играть, а продюсеры только пилят деньги. Кивать на соседние цеха удобно, но лучше обратить внимание на свой.

-2

Как сценарист, я вижу две глобальные проблемы. Это создание сырых сценариев и неумение заинтересовать своими идеями. Что касается первой проблемы, то в этом направлении виден большой прогресс. Издаётся масса литературы, проводятся мастер-классы ведущих специалистов России и мира. Если автор заинтересован в своём росте, он найдёт способ повысить свой уровень. Например, лично я стараюсь повысить качество собственных произведений изучая теорию и практикуясь. Да, они ещё далеки от совершенства, но сильно лучше того, что я выдавал ранее.

Другое дело, что сам процесс написания — очень небыстрый, а в отрыве от производства — практически невозможно адекватно оценить слабость итогового результата.

Продуктивнее всего сосредоточиться на презентации своих идей. Тут обратная связь намного более быстрая и возможностей получить её предостаточно. Речь идёт о пресловутых питчингах. И здесь мы сталкиваемся с полной неподготовленностью автора преподнести свою идею. У нас исторически не сложилось школы самопрезентации. В результате у нас это всё выродилось в чтение заказчиком буклетов с экрана и каким-то поясняющим текстом автора.

Можно ли что-то с этим сделать? Информации по этой теме мало, но она появляется. К сожалению, не всегда приемлемого качества. В описании мастер-класса новоиспеченных сценарных гуру, кои после семинаров Роберта Макки плодятся как драфты перед дэдлайном, было обещание научить «собирать презу за 5 минут на коленке». Вот же корень проблемы!

Сначала мы собираем презентацию на коленке, потом второпях ваяем на её основе сценарий, впопыхах снимаем его и втюхиваем то, что получилось тому, кто это купит. А что, если с самого начала подойти к процессу основательно и качественно? И начать с презентации.

В поисках материалов по этой тематике я наткнулся на видео Алексея Каптерева. Мысли, которые он излагал отозвались мне и я пересмотрел другие его выступления.

Как оказалось, что он ещё и автор книги «Мастерство презентации», с которой я незамедлительно ознакомился.

-3

Возможно, здесь не охвачен весь мировой опыт презентаций. Но, того, что есть — с лихвой хватит чтобы погрузиться в тему, разобраться в ней и найти пути дальнейшего саморазвития, если понадобится. Плотность материала зашкаливает и это не желание составителя нашпиговать свой труд до солидного объёма. Теория, кейсы из мировой практики, личный опыт автора — каждый аспект презентации освещен со всех сторон.

В книге чёткая структура. Ты всегда знаешь контекст содержания главы, которую читаешь: почему конкретно этот материал в неё вошёл и с какой целью он помещен именно сюда. Автор выделяет три столпа презентации: историю, слайды и подачу. Каждой посвящена отдельная часть книги.

Сторителлинг будет интересен даже матёрым сценаристам, так как Алексей глубоко погружался в эту тему. Мы в любом случае рассказываем истории зрителям. И чтобы чётче уловить суть, имеет смысл сделать шаг от сложных драматургических конструкций в сторону простоты. Если мы научимся рассказывать вразумительную историю, построенную вокруг понятной идеи за 5–10 минут. То, развернуть её в полный метр или сезон сериала для нас после не будет представлять никакой сложности.

Раздел слайды — чрезвычайно важен. Ведь, по сути, это единственная визуальная информация о вашем проекте доступная людям, принимающим решения. И то, что мы видим на фотографиях с питчингов — это вряд ли сильно помогает продать вашу идею. Замечу, это общемировая беда, так что мы в тренде. Я был на семинаре Роберта Дилтса — одного из основоположников НЛП. У него всё тоже самое. Мы читали его новую книгу с экрана, под авторское чтение слайдов с синхронным переводом. Тройная информационная атака.

-4

Собственно, после этого мероприятия у меня и возникли предложения как это можно было бы сделать эффективней, которые срезонировали на видео Алексея Каптерева. Кроме этого, не стоит забывать, что кино — это визуальное искусство. Где важнее показать историю, нежели её рассказать. Раздел о слайдах, она как раз про это.

И последняя часть посвящена подаче, которую многие, почему-то считают главной в презентации. Я согласен с автором, если у вас есть классная идея и хорошо проработанная история — подача подтянется. Существует громадная разница между ораторами прошлого и современными. Современные — это про диалог от специалиста, а не про страстный монолог от исполнителя.

Когда сценарист, которому явно есть что сказать, начинает своё выступление с просьбой не перебивать его и потом вещает заученную речь в возведенный им самим стеклянный барьер между ним и зрителями — это не производит никакого впечатления. Все новейшие достижения науки направлены на коммуникацию и подталкивают к диалогу. Грех этим не воспользоваться.

Мир без недостатков был бы идеальным и скучным. Книга Алексея Каптерева к нему не относится. Хотя вина автора здесь минимальна. Главный минус, на мой взгляд, это перевод. Да, Алексей изначально писал свой труд на английском языке по заказу иностранного издательства, а на русский переводил специально нанятый человек. И это заметно по таким пассажам:

«Как говорится, если вам не стыдно будет за свой продукт, когда впервые создадите его, значит, вы должны были создать его намного раньше».

Так что если вы хорошо владеете английским, то я вам завидую и рекомендую читать в оригинале.

-5

Недавно я собирался принять участие в конкурсе короткометражек, где предполагался питчинг. У меня был сценарий и я решил поработать над своей презентацией по советам, почерпнутым из книги Алексея Каптерева. И знаете что? Я не послал свою работу на конкурс. В процессе подготовки к выступлению я обнаружил, что не могу четко сформулировать идею своего сценария. У меня там было облако мыслей на одну тему, но одного ясного молниеносного высказывания из него не сверкнуло. Значит, у меня нет стержня, на котором будет держаться презентация. Потому что его не было и в сценарии — он бы развалился, если бы добрался до съёмочного процесса. Это оказалось хорошей лакмусовой бумажкой для оценки собственной работы.

По легенде, Льва Толстого спросили, о чём его роман «Анна Каренина», он сказал, что для ответа на этот вопрос ему надо написать её заново дословно. Если бы Толстой писал не роман, а сценарий — в итоге он не получил бы шедевр.

Понимаете, что происходит? Цепная реакция. Шоураннер не может сформулировать о чем он хочет сказать, сценарист пишет бесконечные драфты, пытаясь угадать, режиссер не понимает, какую задачу ставить актёрам, те не знают что им играть, продюсер теряется в догадках, как это позиционировать, а зритель недоумевает, зачем ему это смотреть. Отсутствует коммуникация, испорченный телефон, потому что нет пресловутого месседжа. Со стороны сценарного цеха, мне проблема видится именно в этом. Задумайтесь, а что не так в вашей области и как это можно исправить?

Давайте налаживать коммуникацию. И освоение мастерства презентации — хороший первый шаг выходу индустрии на качественно новый уровень. Если вы специалист в любой области, речь не только о кино, телевидении или ивентах, и хотите быть услышанными — развивайте способность кратко и чётко доносить свою идею. Книга «Мастерство презентации» Алексея Каптерева — отличное подспорье в этом.

Если вам понравилась статья, вы можете поставить лайк и подписаться на канал. Если нет — то ваши комментарии, угрозы и поделки отправляйте по адресу на Фейсбук или на Медиум.