Найти в Дзене
CAR

Что такое VTEC и как он работает?

Многие кто занимается автомобилями явно давно знают и слышали о такой системе как VTEC от производителя HONDA, но из всех этих людей маленький процент, кто разбирается в его работе.

Именно поэтому сейчас я расскажу в понятном виде, то, как работает данная система, в чём её превосходство и за что её все так хвалят. VTEC – (англ. Variable valve Timing and lift Electronic Control) электронная система изменения времени и хода клапанов. Данная система может свободно воздействовать над поступлением топливовоздушной смеси в камеру сгорания автомобиля и полноценно зависеть от показаний оборотов. Изначально система VTEC была впервые представлена в компании HONDA в Формула-1.

-2

А самый первый обычный серийный транспорт с использованием данной системы в конце 80-х годов назначалась HONDA Integra.

-3

Её обычный атмосферный двигатель 1.6 литра, мог вытягивать 160 лошадиных сил, и это без использования компрессора или турбины (Двигатель назывался B16A).

-4

В те времена это были просто немыслимые показатели для обычной машины. Так скажите вы, что при такой мощности автомобиль расходует очень много топлива, но вы ошибаетесь. Расход топлива: город - 10,2; трасса -6,4; смешанный тип -7,6. Чтобы отчётливо понимать, как действует данная система VTEC нужно хорошо разбираться, как действует газораспределительный механизм в обычном двигателе.

-5

Обычным способом в двигателе впускные и выпускные клапана приводят в движение кулачками на распредвалах. Время и высота, на которую открываются данные кулачки, на прямую зависит от самой формы данных кулачков. Следовательно, появляется прямая зависимость поступления топливовоздушной смеси в двигатель от размера данных кулачков. В свою очередь от размера также меняется расход и мощность двигателя на разных стадиях оборотов двигателя. Самая главная проблема таких валов, была низкая мощность, на низких оборотах. Слабый разгон, огромный расход топлива и постоянные перебои в работе самого двигателя. Такие характеристики и построение двигателя допустимо в автомобильном спорте. Например кольцевые гонки или драг-рейсинг.

-7

Там двигатель постоянно находится в пределах высоких оборотах и нет никакого смысла заморачиваться, и вообще думать о расходе топлива. Понятно, что на обычных городских автомобилях данная система абсолютно неприемлема из-за постоянно маленьких оборотов. Вследствие чего, автопроизводитель должен найти идеальную точку между спортивным и городским автомобилем. Должны быть абсолютно средние показатели расхода топлива, мощности автомобиля и самый главный параметр - разгон.

-8

Система VTEC, которую мы сегодня рассматриваем, спокойно может позволить рассмотреть все эти важные параметры для повседневного автомобиля. В таких моторах находят идеальную точку и двигатель буквально работает как "часы". Двигатель работает ровно, без перебоев, относительно низкий расход топлива, достаточно высокий момент на средних оборотах и просто удивительную мощность выдаваемую на пределе. А если совсем углубиться в данную систему, то можно узнать, что система VTEC существует в нескольких видах. Некоторые сделаны для того, чтобы максимально сэкономить топливо, а некоторые для снятия удивительной мощности (1.6 л. 185 л.с.). Сейчас я рассмотрю классическую систему: DOHC VTEC - эта система устанавливается как на выпуске, так и на впуске. Самым лучшим примером для данной системы будет двигатель B16B.

-9

-10

Он способен выдавать с 1.6 литра, целых 185 лошадиных сил. Его принцип основывался на том, что на каждые два клапана приходилось не два кулачка, как на простом двигатели, а целых три.

-11

Тем самым это был самый важный момент в работе двигателя. Внешние кулачки отвечают за работу на начальных оборотах, а один большой и центральный кулачок соответственно за работу на высоких оборотах.

-12

При этом главный кулачок не мог полноценно и прямо воздействовать на клапана. Он это делал через специальное коромысло клапана (рокеры).

-13

Данные коромысла могли свободно работать независимо друг от друга на маленьких оборотах, но это без включённой системы VTEC`а, при этом большой главный кулачок тоже мог вращаться, но в пустую, до тех пор, пока обороты двигателя не поднимутся и двигатель перейдёт в режим повышенной мощности. Когда обороты начинают подниматься, полезность работы внешних кулачков начинает падать. Следовательно, они становятся бесполезными. В таком случае, при помощи давления масла начинает перемещаться специальный шток в коромысле. После чего все три кулачка начинают работать синхронно, как одно целое. Главный кулачок, который изначально работал абсолютно в пустой, теперь наоборот задаёт темп и алгоритм работы всем им троим. Теперь клапана начинают открываться гораздо усиленно и на более длительное время. Вследствие чего мотор достигает придельной мощности и способен раскручиваться до 8-9 тысяч оборотов в минуту. В итоге я бы хотел сказать, что производителю HONDA удалось совместить в одном двигателе сразу несколько положительных качеств. Первое это экономичный тяговитый и для повседневной езды, а второе это дерзкий, взрывной для отжига и получения эмоций двигатель.

-14
-15
-16