Зачастую, библейские сюжеты являются лишь одной из версий событий, имевших место в прошлом. Примером является история с казнью Иоанна Крестителя. Альтернативная версия смерти Предтечи изложена римским историком иудейского происхождения Иосифом Флавием, жившим в первом веке нашей эры.
Библейская версия
Библейский рассказ об обстоятельствах смерти Иоанна Крестителя, на протяжении веков вдохновлявший великих художников, настолько же легендариен, насколько прекрасен.
Вспомним вкратце библейский сюжет. Тетрарх Иудеи Ирод Антипа (сын Ирода Великого) взял в жены жену своего брата Иродиаду. Это было вопиющим нарушением норм морали, за что его яростно обличал Иоанн Креститель. За критику Ирод Антипа заточил Иоанна в темницу, но казнить не решался. На пиру дочь Иродиады Саломея так поразила Ирода Антипу своим танцем, что он обещал ей любую награду. По совету матери Саломея попросила голову Иоанна Крестителя и тетрарху пришлось выполнить обещание.
"Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его." (Мк 6:21-25,27)
Версия Иосифа Флавия
Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности" описывает арест и казнь Иоанна Крестителя, как вполне рядовое действие правителя по пресечению смуты. По словам Флавия, Ирод Антипа опасался, что проповедь Иоанна приведет к массовым волнениям и предпочел решить проблему обычным для того времени способом - казнить Предтечу.
"Ирод убил этого праведного человека (Иоанна), который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения... Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочёл предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно... Иоанн был послан в крепость Махерон и там казнён." (Иудейские древности» 18.5.2)
Какая из версий более правдоподобна?
Библейское повествование прекрасно с точки зрения художественной литературы, но с достоверностью возникают вопросы. Например, откуда евангелистам так подробно известно то, что происходило на пиру Ирода Антипы? И Иисус, и Иоанн проповедовали среди низших слоев общества, и вряд ли кто-то из их сторонников мог присутствовать на пиру тетрарха.
Версия Флавия представляется более реалистичной. Во-первых, она вписывается в реалии Палестины первого века нашей эры. Во-вторых, она дает более правдоподобное объяснение мотивов Ирода - опасение народных волнений. В-третьих, она не содержит остросюжетных подробностей, которые если и имели место, то были бы известны лишь узкому кругу высших вельмож, пировавших с Иродом.
Читайте также:
Знаете, что написано в евангелиях?