Всем кто видел фильм, сразу на память приходит песня со словами: «Опустела без тебя Земля, как мне несколько часов прожить...» («Нежность»). А потом Татьяна Доронина, сидящая в такси рядом с Олегом Ефремовым. Родившаяся в пути любовь, у которой не было продолжения.
Конец фильма понравился не всем, но картину любят по-прежнему. Через весь сюжет проходит какая-то затаенная нежность и чистый образ русской женщины с неудавшейся личной жизнью и желанием тепла и ласки. Но этот так все показано тонко и чувственно одновременно. Свыше 50 лет прошло с момента выхода в прокат, но жива песня вместе с героями фильма, для которых была создана.
Если рассматривать другие картины Татьяны Лиозной, как то «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», в них также главенствует наряду с героями музыка. Такой подход сделал её картины особенно трогательными. Режиссера уже нет на свете, а фильмы будут переходить из поколения в поколение — настолько сильны по режиссуре, постановке, подборе актёров.
Съемки, нюансы, актеры
В фильме снялись известные актеры: Вячеслав Шалевич, Олег Ефремов и Татьяна Доронина. Сюжет построен на трех героях и событий как таковых нет. Просто женская судьба в кутерьме житейских забот — без любви, только с привычкой. И попытка что-то изменить, вырваться из этого плена. Но так построен сценарий, фильм смотрится на одном дыхании, в постоянном ожидании чуда со стороны главной героини. А оно не произошло по вине обстоятельств.
И сколько таких поломанных женских судеб! Возможно, именно эта ниточка сделала картину классикой. Но, конечно, Татьяна Доронина превзошла тут себя. Она настолько прониклась главной героиней, что ею и воспринималась. Равно как и остальные актеры. Все они вжились в образы, и им поверили. И полюбили этот потрясающий фильм — на первый взгляд такой простой.
Во время съемок были некоторые запоминающиеся нюансы с Дорониной и Лиозновой — обе упрямые и своенравные, а фильм ведь нужно двигать вперёд. Пришлось режиссеру уступить актрисе, чего раньше никогда не было. И сцена с мороженым, которое Татьяна не любила, была заменена на сцену с такси. Без Дорониной эта роль могла не состояться.
Режиссер поведала историю создания фильма. Все началось со слов песни Пахмутовой, и под неё примерялись истории из жизни, но ни одна не подошла. Пока не встретился рассказ с похожим названием картины в будущем, только район другой был указан. Для фильма созвучна стала Плющиха, так и решили. Судьба женщины тронула сердце Лиозновой, и она быстренько написала сценарий. Снимать фильм разрешили, но не так все быстро пошло в ход.
Сначала заминки начались с актерами. Шалевич не хотел играть отрицательного героя, недавно снимался уже в таком образе. Доронина тоже дала согласие лишь после кинопроб. В ее понятии русская женщина должна быть без грима, в естественной красоте и простоте. Такой была ее Нюра. Только Ефремов согласился сразу, герой понравился.
Пахмутова не просто согласилась с песней для фильма. Слова дала, а музыку долго не хотела писать. И лишь благодаря крупным планам Олега Ефремова дала согласие. Хотя сама идея фильма пришлась композитору не по душе. Но музыку потом написала. А после создания картины и просмотра, наверняка, не пожалела — ажиотаж был большой во время показа на экранах.
Успех фильма был неожиданным для многих из творческой группы и киностудии, кроме Лиозновой. Она верила — люди поймут то главное, что в него вложено. И не ошиблась. Картина и поныне хит среди советских фильмов, и гимн душе русской женщины, незаметной красоте и мудрости.