19,7K подписчиков

Семь отличных русских мюзиклов.

21K прочитали

1. Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты (1976 г.)

Русские (читай: несодранные с западных) мюзиклы начались совсем не как мюзиклы, а как рок-оперы. И, можно считать, что одним из первых (не первым) театральным мюзиклом стала "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты". КИномюзиклы-то уже попой можно было жевать, а вот на сцене такого яркого, и чтобы с кучей музыки, ещё не было.
Семидесятые - самая пора застоя. Фильмы - прилизанные, про деревню, будни доярок или конструкторских бюро. На эстраде - кобзонизм. И среди всего этого - Марк Захаров, решивший дать огня в этом болоте.

Александр Абдулов в роли Хоакина Мурьеты.
Александр Абдулов в роли Хоакина Мурьеты.

На роль огня было выбрано написание какой-нибудь скандальной рок-оперы, чтобы у всех худсоветов припекло зады. На выбор сюжета повлияли: во-первых, военный переворот баламута Пиночета в Чили, во-вторых, смерть известного чилийского поэта Пабло Неруды. Выбор пал на кантату Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты…». Переводом занялся Павел Грушко. Сюжет нетривиальный надо сказать. Хоакин Мурьета (в оригинальном спектакле его играл Александр Абдулов) - чилиец, плывёт в Калифорнию, дабы намыть там себе золота (действие происходит во время "Золотой лихорадки", в середине XIX века) и жить счастливо. По пути находит Тересу (Любовь Матюшина), на которой сразу женится. Весь мюзикл сопровождается мистическими образами - Смертью (Николай Караченцов) и Звездой (Матюшина). И да, хэппи-эндов не будет. Это вам не "Мосфильм".
Юрий Энтин (всесоюзный Голубой щенок) посоветовал привлечь к написанию музыки преподавателя Московской консерватории Алексея Рыбникова. Сюжетная линия показалась ему интересной, и он согласился написать музыку для будущего спектакля. До этого у него в копилочке уже случились гениальное "Большое космическое путешествие" и "Приключения Буратино".
Предпремьерные показы, как и планировалось, вызвали ̶а̶ц̶к̶о̶е̶ ̶п̶ы̶л̶а̶н̶и̶е̶ ̶п̶у̶к̶а̶н̶о̶в̶ бурю негативной критики среди чиновников из Управления культуры. По воспоминаниям Алексея Рыбникова, спектакль 11 раз запрещали, прежде чем таки выпустили.
В мае 1976 года состоялась премьера в Ленкоме. Спектакль имел оглушительный успех и стал очень популярным. В 1982 году ВЛадимир Грамматиков замутил киноверсию. Мурьетой стал ужасно горячий Андрей Харитонов, а Тересой Алёна Беляк (пела за неё божественно Жанна Рождественская). И там даже Юрий Лоза засветился, простиосспади.
Какое-то время назад этот мюзикл возрождали, но лучше бы закопали поглубже и отпели. Главные роли исполняли Дмитрий Колдун и Светлана Светикова. Неудивительно, что премьера быстро загнулась. Сейчас, правда, снова возродили, но теперь актёрский состав больше радует.

2. Юнона и Авось (1981 г.)

Тот же Захаров в 1978 году создал эпохальное произведение - рок-оперу "Юнона и Авось". Написана она была на основе поэмы Андрея ВОзнесенского "Авось", о любви 42-летнего графа Николая Резанова и 16-летней Кончиты ди АРгуэльо .
Сюжет известен большинству людей, которые даже никогда не смотрели, но всё же. Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет.

1. Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты (1976 г.) Русские (читай: несодранные с западных) мюзиклы начались совсем не как мюзиклы, а как рок-оперы.-2

С самой премьеры в 1981 году, до той ужасной автоаварии 2005-го, Резанова играл и божественно за него пел Николай Караченцов. С 2005го роль Резанова делят ВИктор Раков и Дмитрий Певцов (они хороши, но не сравнятся, имхо). Кончит сменилось мильярд - первой и эталонной была Елена Шанина, после неё Инна Пиварс, Алёна Хмельницкая, Анна Большова (шикарная, кстати, КОнчита) Алла Юганова и ещё какие-то неразличимые дамы.
Это действительно роскошный русский мюзикл, который стоит посмотреть даже ради одной этой арии.

3. Стадион (1985 г.)

Рок-опера Александра Градского "Стадион" - это ярррррчайшее событие в музыке вообще и рок-музыке, в частности. Не просто в 1980-е годы, а вообще в российской музыкальной культуре.
Градский - гений. Градский - человек-оркестр. Градский - человек с неистощимой фантазией и огромным умом. Он, есессно, невоздержан на язык, периодически то ещё хамло и сказать может, что угодно. Но обычно то, что он говорит, оказывается правдой. А то, что он делает, хочется слушать, смотреть, переслушивать и пересматривать.
"Стадион" не стал театральной постановкой, он до сих пор существует только в аудиоварианте. Возможно, это и хорошо, так он избежит многочисленных переделок и новых актёров. В этом исполнении идеально всё.
В основу рок-оперы лёг военный переворот 1973 года в Чили, отстранивший от власти левое правительство. Военная хунта, осуществившая переворот во главе с генералом Аугусто Пиночетом, немедленно репрессировала тысячи сторонников свергнутого правительства. Стадион в Сантьяго был превращен в тюрьму, куда сводили всех подозрительных. Одним из заключённых стал певец Виктор Хара, которого арестовали в Университете Сантьяго 12 сентября 1973 года, поскольку он придерживался коммунистических идей и пропагандировал их. Он был жестоко убит — ему раздробили кисти рук (чтобы больше на гитаре не тренькал) и расстреляли (на всякий случай).
В рок-опере Хара не упоминается, как не упоминается и название страны, но канва сюжета вполне определённо указывает на реальные факты.
Актёрский состав удивляет размахом. Самого Певца озвучивает, конечно, Градский. Его жену Люсию - Алла Пугачёва. ПОмимо этого, в записи засветились Елена Камбурова, Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Кобзон, Александр Маршал (а тогда ещё Миньков), Андрей Миронов, Ярмольник, Кузьмин - пиршество духа.
Приложу одну из красивейших арий - дуэт Певца и Люсии.

4. Норд-Ост (2001 г.)

Сейчас это словосочетание вызывает только трагические ассоциации. А ведь этот мюзикл - один из самых качественных, красивых и масштабных на российской сцене.
Он создан по ̶м̶о̶е̶й̶ ̶с̶а̶м̶о̶й̶ ̶л̶ю̶б̶и̶м̶о̶й̶,̶ ̶б̶л̶и̶н̶,̶ ̶с̶а̶м̶о̶й̶-̶с̶а̶м̶о̶й̶,̶ ̶с̶т̶о̶п̶и̶с̶я̶т̶ ̶р̶а̶з̶ ̶п̶е̶р̶е̶ч̶и̶т̶ы̶в̶а̶л̶а̶ книге Вениамина Каверина "Два капитана". Эта история о "Бороться и искать, найти и ̶п̶е̶р̶е̶п̶р̶я̶т̶а̶т̶ь̶ не сдаваться" уже стала культовой. Немой мальчик Саня Григорьев, мечтавший стать лётчиком, борется с врагами, теряет и находит любовь, и упорно идёт к своей цели - найти!Найти эту пропавшую экспедицию, которая случайно и так крепко связала его жизнь с семьёй Кати Татариновой (одного из самых крутых женских персонажей в мировой литературе, ИМХО).

1. Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты (1976 г.) Русские (читай: несодранные с западных) мюзиклы начались совсем не как мюзиклы, а как рок-оперы.-3

Книжку переработали, конечно, неслабо. Но один только персонаж Ромашова (в исполнении только Ивана Ожогина) - это нереальное что-то. Я люблю Ромашова-Богатырёва из киноверсии 1975 года, но Ромашов-Ожогин - именно тот трусливый психопат Ромашка из книги.
У этого мюзикла ужасная судьба. 23 октября 2002 года театральный центр на Дубровке, где проходил 303-й показ мюзикла, захватила группа террористов. Заложников, в числе которых были зрители, актёры, рабочие театра, продержали внутри центра три дня. В итоге, в результате расстрелов боевиками, и в ходе бездарного штурма, погибло 130 человек, в том числе, двое юных актёров группы - Арсений Куриленко и КРистина Курбатова, они играли Саню и Катю в детстве.
После этого ужаса, загнулся не только "Норд-Ост", но и, на некоторое время, вся мюзикловая культура в России, люди просто перестали покупать билеты, особенно после обнародования информации о том, что террористы выбирали между тремя точками, две другие были театрами, в которых шли "Чикаго" и "42-я улица". Мюзикл "Норд-Ост" стал неразрывным синонимом трагедии.
Сейчас в ютубе доступны две версии спектакля. Обе записи были сделаны уже после теракта. Если абстрагироваться от ассоциаций, это прекрасный мюзикл.

5. Мастер и Маргарита (2009 г.)

В 2009 году Александр Градский выдаёт на-гора новое творение - рок-оперу "Мастер и Маргарита". Как и в случае "СТадиона", у "МиМ" нет сценической постановки, только аудиовариант.
Эта рок-опера - уникальная вещь. В ней фигурируют 56 персонажей, а сам создатель поет сразу четыре партии, только потому что не смог найти достойных исполнителей на роли Мастера, Воланда, Иешуа и кота Бегемота, пришлось отдуваться самому. Все 56 человек, принявших участие в записи, работали бесплатно. «Это просто была дружеская услуга, напоминающая времена давно ушедших дней», сказал Градский.
Среди исполнителей - участники 4-го сезона "Голоса" Елена Минина (Маргарита) и АНдрей Лефлер (Пилат). Помимо них там и Валерий Золотухин, и Макаревич, и КОбзон, и Лолита, и Лепс и куча ещё кого. Среди 56 имён почти нет неизвестных, а партия старичка в Торгсине составлена из фрагментов фонограмм с голосом Георгия Милляра. Милляра, Карл!

6. Граф Орлов (2012 г.)

Это единственный мюзикл из представленных, который мне посчастливилось увидеть вживую на сцене Московского тетра оперетты. И это было действительно грандиозное зрелище.
Спектакль основан на реальных событиях, его действие происходит во второй половине XVIII века, во времена правления Екатерины II. Граф Алексей Орлов, когда-то способствовавший её восхождению на трон, теперь вышел из милости императрицы и отправлен в почётную ссылку во главе русского флота в Италии. Здесь он знакомится с молодой красоткой называющей себя Елизаветой, внучкой Петра I, и претендующей на русскую корону. Эта леди - знаменитая княжна Тараканова. С ней и начинает зажигать Орлов, с целью разузнать её планы, и тем самым вернуть расположение Екатерины. Однако невинное увлечение перерастает в глубокое взаимное чувство.

1. Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты (1976 г.) Русские (читай: несодранные с западных) мюзиклы начались совсем не как мюзиклы, а как рок-оперы.-4

На самом деле, постановщики и авторы мюзикла - просто красавцы. Сделать из полуфантастической истории княжны Таракановой, дамы с заниженной планкой социальной ответственности и той ещё заливальщицы, такую постановку, в которой её прямо жалко - это сильно. Несчастная Тараканова, бедолаженька Орлов, злая, нехорошая Екатерина - всё это очень красочно поставлена.
Я очень рада, что попала на спектакль с участием Теоны Дольниковой, в роли Таракановой, Екатерины Гусевой в роли Екатерины и Андрея Белявского в роли Орлова. Именно с этого момента я окончательно сдалась и перестала не любить Гусеву. Она божественна.
Но самые божественные - Белявский и Дольникова. Вокал Теоны - это вообще лучшее, что было на российской сцене, а от финальной партии Орлова-Белявского - мороз по коже.

7. TODD (2012 г.)

TODD - вещь необычная. Это известная история про маньяка-парикмахера Суини Тодда, превращённая в рок-мюзикл. Идея этого превращения принадлежит Михаилу Горшенёву (он же Горшок), лидеру группы "Король и шут". Горшок придумал, группа влилась, получился мюзикл, построенный на одной рок-группе, явление уникальное.

1. Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты (1976 г.) Русские (читай: несодранные с западных) мюзиклы начались совсем не как мюзиклы, а как рок-оперы.-5

Это как раз тот случай, когда официальное аудио куда круче постановки. Ну хотя бы потому, что на ней навсегда останется голос Горшка, первого и неповторимого исполнителя роли Тодда. Горшок таки пришёл к своему печальному финалу в июле 2013-го, после чего мюзикл на некоторое время прекратил существование, но вскоре возобновился и роль перешла к Роберту Остролуцкому.
А ещё на этой записи присутствует ария Ловетт, в исполнении неповторимой Юли Коган, бывшей, некогда, солисткой группы "Ленинград". Да простит меня Горшок, но эта ария - вершина мюзикла.