2,6K подписчиков

Рулить нам — не перерулить

 Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память

Пять памятников технике в Кургане

Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память о своей эпохе. Сложная техническая система — это исторический источник, который не может солгать. Можно написать фальшивый документ и заставить ломать голову источниковедов. А вот фальшивый самолёт создать нельзя — он упадёт, как и танк — он будет уничтожен. В Кургане памятников хорошей технике немного, тем они драгоценнее для нас.

Танк Т-34‑85 на транспортном кольце у въезда в микрорайон Энергетиков

 Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память-2

Открыт 7 мая 1985 года, к 40-летию Победы советского народа над гитлеровской Германией. Боевая машина была собрана на Курганском заводе колесных тягачей им. Д.М. Карбышева в 1984 году. Правда, не все оригинальные детали удалось найти — так, на «тридцатьчетвёрке» установлены катки от послевоенного танка Т-55.

Памятник посвящён 25-му учебному танковому полку, сформированному в годы Великой Отечественной войны.

Подразделение сформировано 9 июля 1941 г. на основании Директивы Генерального штаба Красной Армии как 25-й запасной танковый полк по штату № 010/33. Дислоцировался в Ташкенте, а затем в Кургане.

Приказом Народного комиссара обороны СССР от 3 января 1943 г. полк переведен на штат № 010/401 (танки Т-34) и включен в состав 2-й учебной танковой бригады. Мероприятия, которые проводились согласно приказу, были направлены на повышение качества боевой подготовки бронетанковых экипажей и полное обеспечение высококвалифицированными кадрами Красной Армии.

Истребитель МиГ-21 у КПП Курганского пограничного института ФСБ России

 Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память-3

20 апреля 1968 года Курганскому высшему военно-политическому авиационному училищу от имени Президиума Верховного Совета СССР было вручено Боевое Знамя. В том же году 18 августа, в День Воздушного Флота СССР, был открыт монумент «Слава советской авиации» с самолётом МиГ-15 на постаменте. С тех пор памятник стал не только одним из символов военного вуза, но и самого Кургана, зародилась традиция, по которой к самолёту приезжают свадебные кортежи. В начале 1980-х годов место на постаменте занял младший брат МиГ-15 — МиГ-21.

То, что в качестве нового самолёта был выбран именно этот истребитель, неслучайно. Помимо того, что это самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории и самый массовый истребитель в ВВС СССР в 60-70-х годах, именно эта модель стала базовой для подготовки политработников для истребительной авиации. В КВВПАУ изучали МиГ-21 с комплексом вооружения, бортового оборудования, средствами обеспечения полётов, аэродромного обслуживания, наземных средств связи и радиотехнического оборудования. Предполагалось, что такая подготовка позволит выпускникам успешно адаптироваться в частях любого рода ВВС. Как показало время, эти предположения оправдались.

БМП-2 у проходной Курганмашзавода

 Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память-4

14 августа 2000 г. у центральной проходной Курганского машиностроительного завода состоялось торжественное открытие памятника боевой машине пехоты — БМП-2. Оно было посвящено 50-летию КМЗ. По этому поводу «КиК» писал: «на столь замечательном событии для завода присутствовали первые лица области и города, руководители, работники и ветераны КМЗ. В конце торжественной церемонии генеральный директор АО «КМЗ» Валерий Дородный разрезал алую ленточку, опоясывающую памятник, и в воздухе прогремел салют. Салют совершенству боевой техники, салют достижению конструкторской мысли».

Боевая машина пехоты БМП-2 была создана на базе БМП-1 в результате ее глубокой модернизации. Первый прототип был изготовлен в 1974 году и после тщательных испытаний принят на вооружение Советской Армии в 1980 году. Впервые боевая машина пехоты БМП-2 была продемонстрирована широкой публике в Москве на параде на Красной площади 7 ноября 1982 года. Боевая машина экспортировалась в 18 стран мира, в большинстве из которых состоит на вооружении и сейчас. В общей сложности в Кургане было выпущено более 30 тысяч БМП-2. Кроме того они производились по лицензии в Чехословакии (BVP-2) и Индии («Sarath»), также отдельная модификация выпускалась для армии Финляндии.

Памятник-автомобиль Героя Социалистического Труда академика Г. А. Илизарова у входа в музей РНЦ «ВТО»

 Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память-5

На постаменте установлен автомобиль марки ГАЗ-13 «Чайка», предоставленный в пользование Г.А. Илизарову. В 1981 году машину доставили из Москвы прямо в автопарк Центра. По тем временам это было сверхпрестижно, поскольку правом пользоваться такими лимузинами обладала только высшая партноменклатура. Кстати, как говорят, автомобиль был уже подержанным. Более 35 лет лимузин был на ходу и только в 2011 году не прошёл техосмотр.

В 2012 году администрация РНЦ «ВТО» имени академика Г.А. Илизарова решила сделать из раритетного автомобиля памятник.

Паровоз ФД20-2697 на станции Курган

 Хотя руль есть только у автомобиля (у БМП — штурвал, у истребителя — ручка, у паровоза — регулятор, а у танка — рычаги), все эти технические средства объединяет уникальная способность хранить память-6

Памятник установлен в честь самоотверженного труда курганских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и мирного строительства. На тендере размещено изображение Золотой Звезды и надпись «Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «О присвоении звания Героя Социалистического труда машинисту паровоза Блинову И.П.».

По инициативе нашего земляка машиниста Ивана Петровича Блинова в годы Великой Отечественной войны по железной дороге начали проводить тяжеловесные составы средним весом до 5 тысяч тонн, значительно увеличили коммерческую скорость, при этом экономя драгоценный уголь. В результате в 1943 году только по Южно-Уральской железной дороге было проведено 9 тысяч тяжеловесных составов, которые перебросили более 7 миллионов тонн грузов. К почину Блинова примкнули все бригады, трудившиеся на «ФД».

1 августа 1980 года, в День железнодорожника, паровоз ФД20-2697 дал последний гудок — Иван Петрович лично привёл локомотив на вечную стоянку.