Почему Грачевский перевал?
Нашей задачей было пройти одним из самых интересных внедорожных маршрутов Краснодарского края, а именно, покорить Грачевский перевал, названный так по имени горы Грачев Венец (1545 м). Другие названия — Тубинский перевал, перевал Хакуч.
Через перевал проходит дорога, соединяющая село Марьино (округ Сочи, рядом с Лазаревским) и поселок Отдаленный в Апшеронском районе. В связи с тем, что это самый короткий путь через Главный Кавказский Хребет, дорога во все времена имела стратегическое значение.
Боевые действия тут шли и в годы гражданской войны (в частности, через перевал вел свой полк Аркадий Гайдар) и, конечно, в годы ВОВ, когда эта разбитая грунтовка с затяжными крутыми подъемами была единственным путем для доставки боеприпасов и продовольствия войскам, участвовавшим в Туапсинской оборонительной операции. Потери среди защитников перевала с нашей стороны — более тысячи человек…
Длина дороги с верхней точкой на отметке 1288 м над уровнем моря — всего 31 километр. Самая сложная часть маршрута — подъем со стороны Марьино. В дождливую погоду глубина колеи, разбитой тут “газпромовскими” “Уралами” с колесной формулой 6х6, а также серьезные броды исключают подъем с этой стороны кроссоверной техники. Подъем со стороны Отдаленного проще — там больше камней, чем глины. Но все равно — нужен солидный клиренс, понижайка, и цепкая резина.
Отдаленный-Шпалорез, и загадка “матрицы”
Наутро мы собрали лагерь, полюбовались туманными видами на долину и едва различимую расщелину Гуамского ущелья, и выдвинулись по маршруту Мезмай-Черниговское-Отдаленный.
Последний фрагмент — разбитый, но довольно широкий грейдер, на котором УАЗик изрядно трясет, особенно, если вы едете слишком медленно, или забыли стравить колеса хотя бы до полутора атмосфер. Но местные жители, которых в Отдаленном несколько сотен, рады и такой дороге. Говорят, в снежные зимы пробиться по ней невозможно — глубина снежного покрова достигает трех метров.
Отдаленный производит двоякое впечатление. Хочется срифмовать, что бытие тут отдаленно напоминает жизнь. Вросшие в землю корпуса старых грузовиков, сгнившие брошенные дома утопают в бурной зелени. Вместе с тем, на берегу запруды стоит сияющее свежей краской здание школы — в ней учатся все дети из окрестных деревень.
В прошлом поселок назывался Шпалорез. Тут занимались лесозаготовкой, на лесопильном заводе делали шпалы, силами вольнонаемных и ЗК. Лес и шпалы отправляли в основном по узкоколейной железной дороге. Построенная с 1927 по 1940 годы, Апшеронская УЖД стала самой длинной в СССР горной узкоколейкой — 61.5 км. Ныне от нее осталось всего два участка — 25 км от Черниговской до станции Шпалорез в Отдаленном, и 9 км от Гуамки до Мезмая.
И если участок, проходящий по Гуамскому ущелью, сейчас отреставрирован, и по нем вовсю катают туристов на новеньких вагончиках, то от Шпалореза до Черниговской по убитым рельсам и гнилым шпалам ходит автомотриса (пассажирская дрезина) ТУ8П.
Для жителей Отдаленного и окрестностей, “Матрица” — так тут называют мотрису — единственный более менее надежный транспорт, который делает два рейса в день. Впрочем, иногда дрезина ломается, иногда сходит с рельс, иногда пути засыпает снегом…Жители Отдаленного-Шпалореза (равно как и нескольких рядом расположенных, едва живых поселений) с осени запасаются продуктами, на случай автономной зимовки. Вот уж действительно, “отдаленный”…
Подробнее про Апшеронскую ЖД и “Матрицу” я расскажу в отдельном посте, а мы переходим к непосредственно подъему на перевал и к тому, как себя повел экспедиционный УАЗик.
Подъем на Грачевский перевал
После Шпалореза нитка дороги становится тоньше. Проходя через брод под полусгнившим автомобильным мостом (истлевший, танцующий под ногами настил поверх черных шпал), прогрызенная в лесу колея круто забирает в гору.
Кругом — загадочный от тумана девственный лес. Влажные, покрытые мхом стволы деревьев стоят частоколом.
Почти сразу становится понятно, почему тут не стоит ехать на кроссовере — тут и там из земли торчат острые камни, глубина колеи подразумевает приличный клиренс. У УАЗа — 210 мм, формально немного — но это под редукторами мостов, то есть совсем не то же, что у кроссоверов.
Егеря ездят тут на “буханках”, газовики — на Уралах 6х6. Поэтому в тех местах, где каменистая колея выходит на более мягкую глинистую плоскость, появляются заполненные водой ямы-воронки. Периодически слышны звуки контакта порогов и мостов с землей и камнями, но на второй понижайке УАЗ вполне нормально прет в гору, выкидывая колесами камни.
Главное — держать ровный газ и правильно выбирать траекторию. А еще — это совет пассажирам — крепче держаться за все, что есть под рукой. Ручек на стойках у УАЗа нет, а трясет в нем ощутимо, да и на спусках пассажиру приходится упираться руками в панель, за которой спрятана подушка безопасности. Мне кажется, это небезопасно. На заводе о проблеме знают и обещают поставить ручки на стойки уже в этом году.
Несмотря на дождь, “гудричи” неплохо цепляются за камни и грунт. Кого-то это удивляет, но на мой взгляд, изначально эта резина не грязевая — а скорее именно для каменистых грунтов.
Вскоре лес кончается, выходим на газопроводную просеку. Говорят, что тут стоят камеры, и в ясную погоду завидев джиперов тут же поднимают в небо вертушку МИ-8МТ. Обмотанное “колючкой” ограждение одной из будок разворочено, будто к нему привязали трос и дергали автомобилем. Одно с другим немного не вяжется…
Последний участок подъема — камни вперемешку со скользким плодородным грунтом. Вокруг — сияющие даже через марлю тумана заросли ярко-желтых рододендронов, известных своим дурманящим ароматом. Нюхать такие цветы с близкого расстояния не стоит — отравление и головная боль гарантированы. Цветок содержит сильный яд — андромедотоксин.
Подъем на перевал в итоге получился обыденным, лишенным драмы. Мы просто ехали, и приехали. В дождь, на абсолютно стандартном УАЗе, со слабеньким мотором, без лифта, и на АТ-резине штатного размера. Было некоторое разочарование, что подъем дался нам столь просто. Да и обещанные фееричные виды на горы Нагай-Чук, Фишт и Пшехо-Су оказались скрыты из-за низкой облачности.
Но любая гордыня на вершине Грачевского перевала улетучивается вместе с порывами облачного тумана. Кругом — потрепанные непогодой обелиски с тусклыми красными звездами. Самое время снять головные уборы и почтить память солдат и офицеров, своим подвигом спасших Кавказ и Россию от захватчиков.
Разматываем лебедку
Поскольку “уазики” заехали на Грачевский перевал слишком легко, мы решили найти для них препятствие посерьезнее. Далеко ехать не пришлось — на одной из радиальных дорог мы нашли то, что искали. Хорошая, добрая лужа, рожденная трудной колеей. Новая — уже в объезд. Мы же травим колеса до полутора и запускаем Гришу напрямик. Опыт, как говорится, не пропьешь — препятствие преодолено.
Но надо сказать, что повторить это ни у кого из журналистов не получилось. Все садились на мосты, и на этом все превращалось либо в тягание стропой, либо разматывание лебедки Спрут-9000 второго автомобиля.
В глубоких глинистых колеях становится понятно, что от законов физики не уйти. Штатный размер колес ограничивает внедорожные возможности “Экспедиции”, да и протектор у “гудричей” совсем не грязевой — его склонность к самоочистке оставляет желать лучшего.
Долгая дорога к выводу
Вдоволь налебедившись, мы развернулись и отправились в обратный путь. Наслаждаясь относительным комфортом и меньшей тряской на грейдере на приспущенных шинах, я сидел за рулем и размышлял о жизни, а также немного о том, какое место в ней мог бы занять экспедиционный Patriot. Об этом читайте тут