К лету 1990 года практически по всей стране из продажи повсеместно исчезли сигареты и папиросы. Около полугода царил тотальный табачный дефицит, и только к поздней осени «табачка» снова поступила в массовую продажу. Меня это невеселое время застало в Челябинске и я могу поведать, как это было в тех краях.
Первые перебои с сигаретами начались в мае, но в тот момент никто на этом особо внимания не акцентировал. Списывали на вечное разгильдяйство работников торговли да тихонько матерились про себя. Однако с прилавков постепенно стали пропадать самые популярные тогда марки курева. Сначала исчезли сигареты болгарского производства, следом та же участь постигла «Космос» ленинградского производства, наши местные «Астра», извечный «Беломорканал». Курильщики заволновались и начали делать запасы впрок. Но было поздно. Уже в июне «табачка» полностью исчезла из всех торговых точек. Время от времени выбрасывали на прилавки махорку – гадость невероятная, но при полном отсутствии выбора курили и её.
Одновременно на всех крупных рынках города как по волшебству возникли цыгане с богатым выбором сигарет на продажу и совершенно сумасшедшими ценами на них. Пачка «Астры» стоила 3 рубля, болгарские «Опал» и «Родопи» - по 5 рублей, это при среднем окладе в стране порядка 200 руб! Удивительным было и то, откуда у цыган брались сигареты и то, почему их совершенно игнорировала милиция.
Мне повезло чуть больше прочих – на моем производстве можно было купить курево, пусть и в ограниченном количестве, всего 4 пачки в неделю. И это при том, что у меня еще и супруга курила.
К середине лета на остановках и рынках появились бабульки, торгующие окурками. И спрос, надо сказать, был. Стоило такое «удовольствие» 2 целковых за поллитровую банку.
Народ постепенно закипал, но до осени открыто свое возмущение не выражал. А вот осенью начались натуральные «табачные бунты». Власть отреагировала молниеносно – на всех производствах появились сигареты на продажу.
Коснулся табачный бизнес и меня, но продолжалось это недолго. В столице табачные изделия не пропали тогда окончательно, не было лишь самых популярных наименований. Так что во время командировки в первопрестольную я с помощью местных приятелей затоварился двумя ящиками «Беломорканала» и парой блоков «Герцеговины Флор».
А в ноябре табачный кризис сошел на нет, и в коммерческих палатках появились первые импортные сигареты – Marlboro, Winston, Magna и Monte-Carlo…