Первые проекты Московского метрополитена появились ещё во времена Российской империи.
Москва на рубеже 19-20 веков не слишком походила на нынешнюю, но пробки в ней тоже были знатные. Конечно тогда в них участвовали не железные, а самые настоящие кони, но скопление грузовых и пассажирских экипажей порой останавливало движение полностью. Проблема была очевидна и, вдохновлённые примером британцев, власти царской России задумались о строительстве метрополитена ещё в 1890-х годах.
Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно понятно, что общественный транспорт (в основном трамваи) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда на день встал весь транспорт-от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро. В сентябре 1931 года организован Метрострой, в марте 1933 года утверждена схема из 10 линий, а в середине осени 1934 года от "Комсомольской" до "Сокольников" уже курсировал пробный "обкаточный" поезд, состоящий из двух вагонов.
Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включён ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд.
Перед началом Великой Отечественной Войны в апреле 1941 года СНК СССР постановил приспособить метро для массового убежища. В первую же воздушную тревогу 22 июля 1941 года в метро собралось 500 000 человек. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище.
15 октября 1941 года поступил приказ закрыть метрополитен, с последующей подготовкой предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Этот день стал единственным в истории Московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён. Строительство возобновилось уже в мае 1942 года.
15 мая 2010 года Московскому метрополитену исполнилось 75 лет.
В 2016 году в состав метрополитена вошло наземное Московское центральное кольцо(МЦК).