Период правления Александра I наполнен событиями и окутан мистикой. Его условно можно поделить на два под периода: с 1801 -1816 и с 1816 – 1825. Александр жил сложной, непонятной для окружающих внутренней жизнью. В нём уживалась глубокая религиозность и любовь к шагистике, относительная леность к делам и жажда к путешествиям ( он объехал пол-Европы и почти всю Россию). Разъезжая по России он интересовался бытом крестьян, заходил в крестьянские избы,
проникался убогостью крестьянского быта. В последние годы своей жизни Александр l пытался уйти в религию, забыться на парадах и в поездках. Это желание было обусловлено лишь стремлением отвлечься от двух мыслей, преследовавших его: одна о том что в его царствование ничего уже не исправить в России и оно не оправдывает убийства отца – Павла l, вторая – о зреющем против него самого заговоре в офицерской среде, ведь первая такая организация возникла уже в 1816 году – Союз спасения, который возглавил полковник Александр Муравьёв (среди прочих Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв, братья Муравьёвы – Апостолы, Павел Пестель).
Ещё при жизни отца Александр, считая себя либералом мечтал отменить крепостное право, дать народу России конституцию и изменить государственный строй, после чего удалиться в маленький домик где нибудь на берегах Рейна. В подготовке проекта реформ ему помогал талантливый гос деятель М.М. Сперанский, которого Александр приблизил к себе в 1807 году.
Однако, по навету консерваторов Сперанский после 1810 года попадает а опалу, далее следует арест и ссылка в Пермь. Война с Наполеоном отняла много сил и эмоциональное состояние монарха было уже не стабильно, с 1820 Александром овладела апатия и думы его уже были далеко от политики. Всю полноту ответственности за судьбу России он вверил Аракчееву А.А. после чего авторитет царя в глазах общественности был окончательно потерян.30–40-х годах XIX века по России пронесся слух о том, что Александр I якобы не умер, а инсценировал свою смерть и скрылся от мира. Многим скоропостижная гибель императора от брюшного тифа 1 декабря 1825 года в Таганроге показалась странной. Так родилась легенда о том, что на самом деле государь не умер, а, измученный угрызениями совести за участие в убийстве собственного отца, начал отшельническую жизнь под именем старца Федора Кузьмича, а похоронили вместо него другого человека.
Поставить жирную точку в этом вопросе помогло бы правительство РФ, объединив бы свои возможности с желанием и опытом ученых, историков и антропологов, в результате чего была бы проведена экспертиза ДНК. Тогда бы наконец научное сообщество получило бы официальное одобрение «сверху» вскрыть гробницу императора в Петропавловском соборе, и данное исследование вполне могло бы стать мировой исторической сенсацией, как, например, идентификация останков английского короля Ричарда III, которые были обнаружены под автомобильной стоянкой… Но складывается очень неприятное впечатление, когда нашим историкам вновь и вновь по разным причинам отказывается в проведение такого мероприятия…
Официальных попыток провести экспертизу с вскрытием гробницы было дикое множество. ПО неподтвержденным данным в 1921 году при вскрытии гробница Александра I в Петропавловской крепости оказалась пустой. Но засвидетельствовать сие событие никто не решился, или же этот эпизод — очередная ложь, с целью обратить внимание общественности и властей на существовавшую историческую тайну, имевшую все основания стать мировой сенсацией.
Добиться вскрытия гробницы пытались и позже: так, Даниил Гранин в своих воспоминаниях «Причуды памяти» пишет, что после бесед с гениальным антропологом Михаилом Герасимовым, (известный по работам над обликами Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Шиллера, Тимура) мечтавшим разъяснить легенду о Федоре Кузьмиче, он обращался в Ленинградский обком КПСС с просьбой разрешить вскрытие гробницы Александра I. Просьба была передана в ЦК КПСС, где ее отклонили, пояснив:
«Если Герасимов определит, что череп императора — череп человека, умершего не в 1825 году, а много позже, в год смерти старца, то церковь сделает его святым, что же получится — с подачи ЦК Коммунистической партии? Нет, невозможно».
После неудавшейся попытки получить согласие на вскрытие гробницы императора Михаил Герасимов попытался еще трижды: «Три раза обращался в правительство, прося разрешения вскрыть гробницу Александра I… И каждый раз мне отказывают. Причин не говорят. Словно какая-то стена!»
Впрочем, правительство могло так старательно сохранять завесу тайны вокруг гробницы императора не из-за боязни установления идентичности Александра I и Федора Кузьмича. Советский астрофизик Иосиф Шкловский в своей книге рассказывает о разговоре с человеком, который стал свидетелем вскрытия могилы графа Алексея Орлова-Чесменского. Это было сделано на основании секретного пункта декрета от 1921 года, который предписывал вскрывать могилы знатных людей и изымать оттуда драгоценности. В могиле графа тогда ценных вещей не нашли, а тело выбросили в канаву. Вероятно, предположил Шкловский, что и останки Александра I отсутствуют в гробнице по той же причине.
Кем подменили?
Еще один любопытный факт — начало болезни императора с точностью до одного дня совпало со смертью фельдъегеря Маскова, внешне очень похожего на Александра I. 3 ноября Масков, выпав из экипажа, тут же скончался. Его похороны не менее загадочны, чем его смерть.
Фельдъегеря Маскова похоронили сразу же на следующий день, как мусульманина, а не на третий, как положено хоронить христианина. Хотя Масков был христианином. На похоронах присутствовал всего один какой-то фельдшер, а не родственники умершего. Гроб был закрытым. Вполне вероятно, что рабочие кладбища опускали в землю пустой гроб. А тело Маскова, вероятно, замороженное, хранилось в погребе или в подвале того «дворца», где жил император.
Косвенно эти вероятности подтверждает следующее сообщение. Княгиня Волконская в своем очерке из 12 страниц «Последние дни жизни Александра I. Рассказы очевидцев» описывает такой интересный случай.
Перед самой кончиной императора все собаки в Таганроге так выли и скулили, что было жутковато слышать их вой. Собаки подбегали к «дворцу», где жил император и, завывая, бросались к окнам.
И поэтому Волконский отдал распоряжение вылавливать бродячих собак и давить их, чтобы они не накликали беду. За три дня было задавлено несколько десятков бродячих собак. А ведь животное, в особенности собака, хорошо чует труп и своим поведением дает понять это. На болезнь человека она особенно не реагирует, если, конечно, больной не ее хозяин.
Таким образом, собаки «взбунтовались», почуяв в подвале «дворца» недостаточно замороженный труп, который стал понемногу разлагаться.
Особого внимания заслуживает еще один отрывок из письма княгини Волконской императрице Марии Федоровне от 26 декабря 1825 года
«…Кислоты, которые были применены для сохранения тела, сделали его совершенно темным. Глаза значительно провалились; форма носа наиболее изменилась, так как стала немного орлиной…»
Что до родственников умершего Маскова, им были оказаны необычайные милости; пожаловано было, по высочайшему повелению, полное содержание, получаемое Масковым при жизни, несколько раз отпускались суммы на уплату долгов и прочее. Но место захоронения родственниками не запрашивалось. Спрашивается также — зачем такие почести для внуков, если деда хоронил только один никому не известный фельдшер?..
Старец Федор Кузьмич
Десятки квалифицированных историков вот уже почти 2 столетия пытаются ответить на вопрос: умер Александр в Таганроге в 1825 году или же 20 января 1864 года в Томске совсем под другим именем.
И в этом деле по-прежнему главенствуют лишь предположения и версии. Но один эпизод, имевший место быть уже в наше время заставляет склониться к версии о том, что император и старец — один и тот же человек.
Дело в том, что усадьбу Хромова в Томске, которая признана последним пристанищем старца Федора Кузьмича, в 1999 г. была продана местной администрацией города прозорливому частнику-бизнесмену, который намеревался снести здание и на этом месте построить ресторан в императорском стиле. Так вот, администрация продает бизнесмену этот дом, который официально имеет статус исторического памятника, тот начинает его разбирать, но в результате всей этой вакханалии поднимается шум общественности, которая по естественным причинам начинает исторически важное место для горожан и вообще для туристов.
На защиту дома из Австрии приехала родственница Романовых. Но к тому времени дом был уже полу разобран. Представительницу династии Романовых так поразило это, что она предложила деньги из собственного кармана, лишь бы дом не снесли вовсе.
Деньги не взяли. В «Томске историческом» объяснили, что уже поздно: дом продан. Несолоно хлебавши дама уехала обратно в Австрию.
Так зачем же представительница династии Романовых прилетает из далекой Австрии? -Правильно! — Отстоять историческую ценность — последнее пристанище императора, ну то есть старца Фёдора Кузьмича, кем однажды прикинулся император…
А теперь разберем существующие доказательства идентичности императора с скитальцем Федором Кузьмичем. Таких доказательств, оказывается, более чем предостаточно, но научным сообществом они к сожалению не подтверждены.
Таинственный старец
Если предположить, что Александр Первый действительно не умер в 1825-м году, а ушел бродить по свету, то где же был «покойный» император более десяти лет? Ведь, первые вести о таинственном старце Федоре Кузьмиче появились лишь в 1836-м году.
Есть версия, что в день «смерти» он уплыл в Палестину. 19 ноября действительно одна английская шхуна снялась с якоря в Крыму. Все было оплачено, подготовлено заранее. Позже вернулся из Палестины, долго жил инкогнито в Киево-Печерской лавре, затем в украинском поместье своего хорошего знакомого, князя Остен-Сакена. Оттуда вроде бы вел шифрованную переписку с преемником, государем Николаем Первым. Далее под видом старца он отправляется в Сибирь в надежде, что там его никто не узнает. Ведь к тому времени за 10 лет его внешний вид был практически неузнаваем — длинная белоснежная борода и седые волосы, свисающие по бокам. Выдавали голубые глаза и преждевременное облысение по центру головы, которое у него стало проявляться еще в годы правления Россией.
В те годы он вел уже совсем иной образ жизни, странника, пилигрима. Можно сказать, что мечта императора отказаться от престола и посвятить свою жизнь путешествиям по миру сбылась.В доказательство этого можно вспомнить его признания своему швейцарскому учителю Лагарпу, когда еще совсем молодым заявлял он о желании жить рядом с ним в Швейцарии; или же вспомнить о письме девятнадцатилетнего Александра к другу юности В. П. Кочубею, в котором он 10 мая 1796 года писал:
«Я знаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь, и еще менее для предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или другим способом… Я обсудил этот предмет со всех сторон. Мой план состоит в том, чтобы по отречении от этого трудного поприща (я не могу еще положительно назначить срок сего отречения) поселиться с женой на берегах Рейна, где буду жить спокойно частным человеком, полагая мое счастье в обществе друзей и изучении природы».
Одно из подтверждений намерения оставить престол еще при жизни хорошо отображено в дневниковой записи жены Николая. В день коронации и восшествия на престол, новопомазанная императрица записала в тот самый высокоторжественный день:
«Наверно при виде народа я буду думать и о том, как покойный император, говоря нам однажды о своем отречении, сказал: „Как я буду радоваться, когда увижу вас проезжающими мимо меня, и я, потерянный в толпе, буду кричать вам Ура!“» Последний эпизод подтверждает то, что у Александра было намерение, уйдя от власти при жизни, затем спрятаться среди пятидесяти миллионов своих прежних подданных и со стороны наблюдать за ходом событий.
Но вернемся к старцу.
4 сентября 1836 года к одной из кузниц, находившейся около города Красноуфимска (Кленовская волость, Красноуфимский уезд, Пермская губерния), подъехал какой-то мужчина лет шестидесяти и попросил кузнеца подковать его лошадь. Кузнец заинтересовался красивой лошадью и личностью старца, одетого в обыкновенный крестьянский кафтан. Вызывали подозрение чрезвычайно мягкие, не крестьянские манеры старика. Кузнец обратился к нему с обычными в таких случаях вопросами – о цели путешествия, принадлежности лошади и о его имени и звании Уклончивые ответы незнакомца возбудили подозрение собравшегося около кузницы народа, и он без всякого сопротивления был задержан и доставлен в город. На допросе он назвал себя крестьянином Федором Кузьмичом и объяснил, что лошадь принадлежит ему. При этом добавил, что ему семьдесят лет, неграмотен, исповедания греко-российского, холост, непомнящий своего родопроисхождения с младенчества своего, жил у разных людей, напоследок решил отправиться в Сибирь. От дальнейших показаний отказался окончательно, объявив себя непомнящим родства бродягою. Следствием этого был арест и суд за бродяжничество.
Суд состоялся 3 октября 1836 года. Были употреблены все меры уговорить его открыть свое настоящее звание и происхождение. Но все уговоры и «гуманные попытки» в этом отношении оказались тщетными, и неизвестный упорно продолжал называть себя бродягою. На основании существовавших в то время законов Красноуфимский уездный суд «присудил бродягу Федора Кузьмича к наказанию плетьми, через полицейских служителей 20-ю ударами и к отдаче в солдаты, куда окажется годным, а в случае негодности – к отсылке в Херсонскую крепость, за неспособностью к работам – к отсылке в Сибирь на поселение». Приговор этот в присутствии уездного суда был объявлен бродяге Федору Кузьмичу, который приговором остался доволен и доверил за себя расписаться мещанину Григорию Шпыневу. Затем означенное решение уездного суда было представлено на утверждение к пермскому губернатору, который наложил следующую резолюцию: «Бродягу Федора Кузьмича, 65 лет от роду и неспособного к военной службе и крепостным работам, сослать в Сибирь на поселение».
12 октября он был наказан 20-ю ударами плетьми и 13 октября отправлен в Сибирь посредством внутренней стражи.
Итак в 1837 г. с партией ссыльнопоселенцев бродяга был доставлен в Томскую губернию, где и поселился близ г. Ачинска, поражая современников своим величавым видом, прекрасным образованием, обширными знаниями, в том числе о царском дворе, в Отечественной войне 1812 года, походе в Париж, большой святостью.
Несмотря на скудный гардероб старца, одежда на нем была постоянно чистая. Старец был чрезвычайно аккуратен, держал свою келью в чистоте и не выносил беспорядка.
В 1842 году казак соседней с селом Краснореченским Белоярской станицы С. Н. Сидоров уговорил старца переселиться к нему во двор и для того построил Федору Кузьмичу избушку-келью. Старец согласился и некоторое время спокойно жил в Белоярской. Здесь случилось так, что в гостях у Сидорова оказался казак Березин, долго служивший в Петербурге, и он опознал в Федоре Кузьмиче императора Александра I. Вслед за тем опознал его и отец Иоанн Александровский, служивший ранее в Петербурге полковым священником. Он сказал, что много раз видел императора Александра и ошибиться не мог. После этих встреч старец ушел в Зерцалы, а оттуда в енисейскую тайгу на золотые прииски и проработал там простым рабочим несколько лет. Потом – с 1849 года – жил старец у богатого и набожного краснореченского крестьянина И. Г. Латышева, который построил для Федора Кузьмича возле своей пасеки маленькую избушку.
Уместно будет заметить и еще одну любопытную подробность: особенно торжественным для себя днем Федор Кузьмич почитал день святого Александра Невского и отмечал его так, как если бы это был день его именин.
В одной с ним каторжной партии пришли две крепостные крестьянки – Мария и Марфа. Они жили раньше около Печерского монастыря во Псковской губернии и за какие-то провинности были сосланы их помещиком в Сибирь. Федор Кузьмич подружился с ними и в большие праздники приходил после обедни к ним в избушку. В день Александра Невского Мария и Марфа пекли для него пироги и угощали другими яствами.
Старец в этот день бывал весел, ел то, от чего обыкновенно воздерживался, и часто вспоминал, как раньше проходил праздник Александра Невского в Петербурге. Он рассказывал, как из Казанского собора в Александро-Невскую лавру шел крестный ход, как палили пушки, как весь вечер до полуночи была иллюминация, на балконах вывешивали ковры, а во дворцах и гвардейских полках гремели празднества.
В это же время еще один человек признал в Федоре Кузьмиче императора Александра. На сей раз это был один из дворцовых петербургских истопников. Он был сослан в соседнюю деревню, заболел и попросил, чтобы его привели к старцу, излечивавшему многих недужных. Его товарищ по ссылке, тоже бывший придворный истопник, привел больного к старцу. Когда больной услышал знакомый голос императора, то упал без чувств. И хотя старец попросил не говорить о том, что он узнал его, молва об этом вскоре широко разнеслась по окрестностям. Десятки людей потянулись за исцелением к Федору Кузьмичу со всех сторон. И он снова ушел на другое место, поселившись возле деревни Коробейниково. Но и здесь его не оставляли в покое. Многие простые люди, приходившие к нему за советом и исцелением, не раз замечали возле избушки старца знатных господ, дам и офицеров. Однажды приехал к нему томский золотопромышленник С. Ф. Хромов с дочерью и, пока ждал у избы, увидел, как оттуда вышли гусарский офицер и дама – оба молодые и красивые, а с ними – и старец. Когда Федор Кузьмич прощался с ними, офицер наклонился и поцеловал ему руку, чего старец не позволял никому. Вернувшись к избе, старец с сияющими глазами сказал:
– Деды-то меня каким знали! Отцы-то меня каким знали! Дети каким знали! А внуки и правнуки вот каким видят!
Пролистаем биографию старца, полной множеством убедительных доказательств, что император Александр I и старец Федор Кузьмич — один и тот же человек. Правда, пока это не доказано и этому событию не посвящено научное открытие, эти доказательства можно называть версиями, гипотезами и предположениями…
Вместо заключения
20 января 1864 г. в возрасте около 87 лет старец Федор Кузьмич скончался в своей келье на лесной заимке в нескольких верстах от Томска и был похоронен на кладбище томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Если от года его кончины отнять возраст – 87 — получим 1777. Год рождения Александра I. Кстати, в келье Федора Кузьмича висел образ святого… Александра Невского. Чьим именем и был наречен при рождении император.
— Любопытная деталь! Его могила стала местом паломничества. Бывали здесь и представители династии Романовых. Будучи наследником престола, ее посетил и Николай II во время своей поездки по Сибири в Японию. Если к этим многочисленным фактам добавить скандал с продажей последнего пристанища старца, (о котором мы говорили выше) и попытку представителями дома Романовых этому воспрепятствовать, то многое в этом таинственном деле становится более чем прозрачным и убедительным.
Любопытен еще один факт — Лев Толстой ненадолго поверил в легенду об Александре и Федоре Кузьмиче, встречался с старцем и даже, решил посвятить этому событию роман. Роман остался незаконченным, якобы по причине появившихся доказательств, что история императора и старца — красивый миф и легенда…