Найти тему

Рецензия на учебник Дэвида Мэмета «Режиссура кино»

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также вконтакте и телеграм).

Фото: Musicbed Blog
Фото: Musicbed Blog
Мультфильмы нужно смотреть. А тем, кто хочет стать режиссером – необходимо. В старых мультфильмах аниматоры постигли самую суть теории монтажа, ведь они были вольны делать все, что заблагорассудится. Высокий или низкий ракурс, толпа из ста человек или один герой, пролет над городом или дорогой реквизит – нарисовать любой кадр стоило примерно одинаково. Основой всему было воображение. Кадр, который входил в фильм, сначала появлялся в воображении художника. Поэтому, если вы смотрите анимацию, можно многому научиться о том, как правильно выбирать кадры, как рассказывать историю визуально и как монтировать.
David Mamet – On Directing Film

Прочитал блестящий учебник Дэвида Мэмета On Directing Film.

Мэмет – действующий драматург, сценарист и режиссер с Пулитцером, Тони, двумя номинациями на «Оскар» и тремя на «Золотой Глобус». В книге всего 128 страниц, но их хватает, чтобы Мэмет раскрыл всю суть режиссуры и визуального сторителлинга.

Основной тезис – история рассказывается с помощью монтажа через противопоставление кадров. По сути, как опыты Кулешова. Конечно, можно просто взять стэдикам и следовать за протагонистом, снимая его действия, но это «литературный» подход. Режиссеру постоянно придется решать, какой ракурс наиболее выгодный, как лучше снять любовную сцену, как интересно показать обыденность.

Фото: Musicbed Blog
Фото: Musicbed Blog

Мэмет предлагает метод Эйзенштейна. В его подходе фильм, это не слежение за протагонистом, а последовательность кадров, так противопоставленных друг другу, чтобы контраст между ними двигал историю вперед в голове зрителя. Самый примитивный пример с двумя кадрами: в первом – птицы, которые обрывают свою песню, во втором – поднимающий голову олень. Когда зритель видит их склеенными, противопоставленными друг другу, он считывает надвигающуюся опасность.

Учебник называется «Режиссура кино», но вся его теория применима и в драматургии. Потому что вопросы, которые должен задать себе автор, универсальны – о чем эта история? О чем эта сцена? О чем этот бит? Что я хочу сообщить этим кадром?

Что мне особенно понравилось в книге, это опыт Мэмета. В отличие от Роберта МакКи или Джона Труби, Мэмет не просто теоретик. Он совмещает преподавание с постоянной практикой (загляните на его страничку на IMDb). И часть материала подана не дидактически, а в формате расшифрованных лекций, которые Мэмет читал в Колумбийском университете. Он не бубнит материал, а провоцирует студентов вступать в диалог, совершать ошибки, возвращаться назад и делать новые попытки. Готовый практикум, которого не хватает традиционным учебникам.

Фото: Musicbed Blog
Фото: Musicbed Blog

Единственное, о чем я жалею, что книга попалась мне уже после того, как мы закончили съемки дебютной короткометражки.

Знаете, что мы сделали на сете? Взяли стэдикам и следили за протагонистом. История развивалась не визуально, а через диалог, и результат был не очень. С помощью лекций Мэмета мы разобрали материал до винтика и сложили новый монтаж – практически без слов, и на четыре минуты вместо двенадцати. Получилось ли кино? Не знаю, но стало определенно лучше. Сегодня сводим звук.

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также вконтакте и телеграм).