Никто точно не знает откуда появился этот феномен, но существует несколько мнений на этот счет, я придерживаюсь только двух.
Европа
Привычка хлопать после посадки свойственна не только русским, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать пилотам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают, те же итальянцы до сих пор частенько встречают овациями мягкую посадку. Правда, большинство европейцев уже этим "переболели", аплодируют только после посадки в сложных условиях.
Согласно полученным данным туристического сервиса Skyscanner, 47 процентов соотечественников одобряют традицию аплодировать пилотам воздушного судна после приземления, 28 процентам респондентов это явление действует на нервы и еще 25 процентов равнодушны к нему.
Да, и в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями.
Эмоциональный взрыв
Перелет – это эмоциональный стресс даже для тех, кто пользуется услугами авиакомпаний часто. Также на рейсе всегда присутствует хотя бы один-два человека, страдающих аэрофобией (или узнающих об этом лишь во время перелета).
Поэтому, когда шасси самолета касаются посадочной полосы, наступает колоссальное облегчение. Сравнить можно с ситуацией, когда долго-долго ищешь общественный туалет в каком-то незнакомом городе и, наконец, находишь! В такие моменты невольно можешь и зааплодировать! Плюс это некая благодарность пилотам за хороший полет.
"По мне, так лучшей благодарностью и лакмусовой бумажкой адекватности является то, что пассажиры после посадки остаются на местах пристегнутыми при включенном табло, ведь, возможна буксировка или резкое торможение", - выразил свое мнение Павел Гапонов, пилот-инструктор Боинг 737-700
Можно заметить, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три солиста, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Рискну предположить, что эти солисты в той или иной мере боятся летать и их напряжение достигает пика при посадке. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А вот подарить аплодисменты - самое оно.
"Открою секрет: пилоты не слышат, что вы хлопаете в салоне, они отделены от вас бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали. Нам, конечно, это приятно, как любому человеку, который хорошо выполнил свою работу и которого оценили по достоинству", - Олег Смирнов, пилот с 40-летним стажем
Интересный факт: чаще всего аплодисменты можно услышать на чартерных рейсах. Объясняется это очень просто: на чартерах большинство пассажиров - это люди, летающие максимум два раза в год на отдых, поэтому даже посадка в ясный день воспринимается как нечто сверхвиртуозное.
Хлопать или не хлопать – ваше личное дело. Главное – помните: если пилоты каким-то образом услышат ваши аплодисменты, могут войти в кураж и исполнить на бис петлю Нестерова (мертвая петля), бочку и другие фигуры высшего пилотажа. Оно вам надо на пассажирском лайнере?