Найти в Дзене
muntaqa.info

О чем аят: "Они взяли своих первосвященников и монахов господами помимо Аллаха"?

Оглавление

Всевышний Аллах сказал (смысл): "Они взяли своих первосвященников и монахов господами помимо Аллаха". Сура "Покаяние", аят 31.

{اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ} [التوبة: 31]

Что об этом передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и первых муфассиров?

Вкратце передавал в своем тафсире имам Ибн Аби Хатим ар-Рази (ум. 327 г.х.):
"Рассказал нам отец, что рассказал ему Саид ибн Сулейман, что рассказал ему Абдуссалям ибн Харб, что сообщил ему 'Утейф ибн А'ян аль-Джазари, передавая от Мус'аба ибн Са'да, который передавал
от 'Ади ибн Хатима, что он говорил:
"Я пришел к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и у меня на шее был крест из золота. Он сказал: "Они взяли своих первосвященников и монахов господами помимо Аллаха". Я сказал: "О посланник Аллаха, они не поклонялись им". Он сказал: "Да, но они (первосвященники и монахи) делали для них разрешенным то, что запретил Аллах, и они (люди) считали это разрешенным, и делали для них запретным то, что разрешил Аллах, и они считали это запретным". (Есть и другие версии этого хадиса с небольшими различиями. Имам ат-Тирмизи в своем сборнике привел одну из них и указал, что в иснаде, к которому возвращаются все версии, есть слабость).

Рассказали нам Абу Саид аль-Ашадж и Амр аль-Ауди, что рассказал им Уаки', передавая от А'маша, который передавал от Хабиба, который передал от Абу аль-Бахтари, что он говорил:
"Спросили Хузейфу: ""Они взяли своих первосвященников и монахов господами помимо Аллаха" - они поклонялись им?" Он ответил: "Нет. Но они (первосвященники и монахи) делали разрешенным (халялем) для них запретное (харам), и они считали его разрешенным, делали запретным (харамом) для них разрешенное (халяль), и они считали его запретным".

От Абу аль-'Алии, Абу Джа'фара, Мухаммада ибн Али ибн Хусейна, ад-Даххака и ас-Судди передано подобное".
См. "Тафсир Ибн Аби Хатим" 6/1783-1784.

Объяснения имамов-муфассиров из последующих поколений

Писал имам Абу аль-Баракат ан-Насафи аль-Ханафи: ""Они" - то есть люди Писания, "взяли своих первосвященников" - то есть своих ученых, "и монахов" - тех из них, кто посвятил себя поклонению, "господами" - богами, "помимо Аллаха" - за счет того, что повиновались им в признании разрешенным (халялем) того, что запретил (сделал харамом) Аллах и признании запретным (харамом) того, что разрешил (сделал халялем) Аллах, как повинуются господам в их велениях и запретах".
См. "Мадарик ат-танзиль" 1/675-676.

Писал имам, шейх уль-Ислам Абу ас-Су'уд аль-'Имади аль-Ханафи: ""...Господами помимо Аллаха" - повинуясь им в признании запретным того, что сделал разрешенным Всевышний Аллах, и в признании разрешенным того, что Он запретил. Или совершая земной поклон им. И подобно этому именование следования за шайтаном поклонением ему, как в словах Всевышнего (где передается речь Ибрахима, мир ему и благословение Аллаха): "Папочка, не поклоняйся шайтану".
См. "Иршад аль-'акль ас-салим" 4/60.

Писал имам, кады Насыруддин аль-Байдауи аш-Шафии в своем тафсире: "Они взяли своих первосвященников и монахов господами помимо Аллаха, повинуясь им в запрете того, что разрешил Аллах и разрешении того, что запретил Аллах, или совершая им земной поклон (суджуд)".
См. "Анвар ат-танзиль" 3/78.

Писал шейх, муфассир Муджируддин аль-'Улейми аль-Ханбали: ""Они" - т.е. оба вида людей Писания, "взяли своих первосвященников" - ученых иудеев, "и монахов" - живущих в кельях христиан, "господами помимо Аллаха" - т.е. они для них как господа, поскольку они повинуются им в ослушании Аллаха".
См. "Фатх ар-Рахман" 3/178.

О недопустимом толковании аята

Начало недопустимому толкованию этого аята положили представители захиритского мазхаба, которые пошли против единогласия исламской общины и высказались о полном запрете таклида. Исходя из этого, они применили этот аят ко всем мусульманам, которые делают таклид, и тем самым подвели более чем 99,99% исламской общины под обвинение в многобожии (ширке). А праведных имамов, за которыми следуют мусульмане, сравнили с нечестивцами, которые искажали Писание Аллаха, пользуясь своим положением. В дальнейшем по ходу истории это толкование несколько раз оживляли люди, которые попали под влияние захиритского мазхаба и выступали с осуждением следования (таклида) за мазхабами имамов ахлю ас-сунна, но в то же время не возражали против следования (таклида) за самими собой.

Один из больших ранних имамов ахлю ас-сунна Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани аль-Малики, который жил в четвертом веке от хиджры и умер более тысячи лет назад в 386 г.х., тоже коснулся смысла этого аята, когда писал книгу, в которой научно разбирал покушения неизвестного ныне захирита на мазхаб имама Малика. Среди ответов на множество иных выпадов имам Ибн Аби Зейд ответил и на попытку выдать следование за имамами мазхабов за "принятие ученых и монахов господами помимо Аллаха". Он писал:

"Затем он стал приводить в доказательство неправомочности следования людей за их учеными и принятия людьми их фатв слова Великого и Могущественного Пречистого Аллаха: "Они взяли своих первосвященников и монахов господами помимо Аллаха". - Он стал применять их к этому. А также сослался на то, что посланник Аллаха, мир ему, сказал Хузейфе: "Они (первосвященники и монахи) разрешили для них запретное, и они стали считать его разрешенным, и запретили для них разрешенное, и они стали считать его запретным".
Это страшные слова. Не думал, что кто-либо замахнется на подобное. Как он может приводить в доказательство аят, который был ниспослан о людях из потомков Исраиля, которые подменили Писание Аллаха из лжи и упрямства, чтобы получить малую выгоду, и сказали: "Это от Аллаха". Но это было не от Аллаха, а лживой клеветой, возведенной на Аллаха.

Какими же путями (мазхабами) ты пошел, когда сравнил тех людей с доверенными в отношении Корана и сунны имамами, о которых засвидетельствовала исламская община, что они не поступили вероломно по отношению к Аллаху ни в том что касается Его религии, ни в том, что касается Его посланника? Которым велено совершать иджтихад, которые стремятся к истине и получают награду, когда дают фатву, исходя из своего иджтихада, посредством которого устремляются к Лику Аллаха. И я не знаю из исламской общины того, кто бы так же, как этот человек, сравнил их (имамов) с теми, чьей целью было противоречие Аллаху и Его посланнику из вероломства и упрямства, кроме тех, кто высказывал своим языком ненависть (озлобленность) к ним (к имамам). А у всего, что исходит от ненависти и враждебности, последствия ошибок усугубляются. Я прибегаю к Аллаху от порочения имамов.

Не может быть иначе: или те ученые из имамов, на которых ты указал, занимают для тебя положение людей, которые поступили вероломно по отношению к Писанию Аллаха, намеренно запретили разрешенное и разрешили запрещенное, проявляя дерзость перед Аллахом и отвергая Его постановления, или они (имамы для тебя) совершенно не таковы, и там, где (у тебя) размещена похвала в их адрес, содержится противоречие этому (первой позиции). Если ты уравняешь между ними, то придешь к обвинению имамов в неверии и заблуждении, а если они (имамы для тебя) не подобны тем людям, то в таком случае ты привел в доказательство то, что не является доказательством, и привел в пример то, что не является примером.

Что это за одержимость, которая лишила тебя сознательности настолько, что ты сравнил их (имамов) с теми, кто противится истине, в то время как они в украшениях стремящихся к ней; сравнил их с заслужившими порицание, в то время как они заслуживают похвал и им велено высказываться в соответствии с иджтихадом; сравнил их с заблудшими ослушниками, в то время как они достойны похвал и вознаграждения?

Я не знаю, какое у тебя оправдание в том, к чему ты пришел".

См. "Аз-Забб 'ан мазхаб аль-имам Малик" 1/268-269.

Может ли быть так, что этот аят распространится не только на людей Писания, но и на мусульман?

Такое возможно, когда (1) следование выходит за рамки узаконенного таклида (2) и имеет место знание о придании разрешенному статуса запретного, или запретному статуса разрешенного.
Примером такой ситуации может быть вариант, когда следуют за тем, кто противоречит положению из разряда
"ма'люм мин ад-дин би ад-дарура" - т.е. таких, которые невозможно не знать, будучи мусульманином и проживая среди мусульман. Например, следуют за тем, кто сказал, что пост в Исламе не обязателен, или обязательно совершать не пять, а семь молитв в день.
Или когда следуют за тем, о ком известно, что он сознательно высказал мнение, противоречащее шариату. Например, сказал, что знает, что в Исламе запрещено обращаться с дуа к духам, но не видит в этом проблем.
Могут быть и другие примеры, если соблюдаются упомянутые условия.
Почему необходимо учитывать эти условия? Потому что то, что
веками утверждают праведные имамы о разрешенности таклида для всех, кто не достиг степени иджтихада, и чему веками следует почти вся исламская община, не может противоречить общеизвестному аяту из Корана. А может противоречить лишь чьему-либо предвзятому или поверхностному пониманию этого аята.
_______________________

Источник: https://muntaqa.info/vzgosp
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh