Как научиться не переживать за оценки, или Зачем нам нужны оценки?

287 прочитали

  Несмотря на огромное количество примеров успешных и состоявшихся двоечников и "пропавших" отличников, мы из года в год "рвем когти" за оценки в дневниках наших детей. А если посмотреть вглубь?

Несмотря на огромное количество примеров успешных и состоявшихся двоечников и "пропавших" отличников, мы из года в год "рвем когти" за оценки в дневниках наших детей. А если посмотреть вглубь? В этом году со своими учениками я провела эксперимент - ставились только отличные оценки, в других случаях мы не акцентировали внимание, а просто дополнительно прорабатывали материал. Результат - веселые дети, довольные родители и... замечательные итоги года при выходных тестах. Значит, жить без оценок можно?! Да, да, да.

1. Для чего ставят оценки? Для учителя и родителя! Только так учитель может показать родителям уровень знаний ребенка, а руководство школы оценить продуктивность самого учителя. А что нужно ребенку? Мотивация! Ее дают лишь хорошие оценки, плохие ее напрочь отбивают! Неслучайно во всех методичках пишут о допустимости завышения оценок в начальной школе именно для повышения мотивации детей.

2. Есть всего две причины плохих оценок: возрастная психология и недоработки учителя (школы, Минобразования).

В первом случае ребенок не усваивает материал из-за невнимательности, несобранности, склонностей и особенностей характера, неготовности работать в коллективе, неготовности к школе. Например, ребенку-флегматику крайне сложно выполнять задание на чтение "на время", ребенок-шестилетка далеко не всегда готов усваивать материал в полном объеме. Иногда ситуация сложнее - материал усвоен, но при тестах и контрольных ребенок не дает результат из-за волнения, переутомления, внешних факторов.

Вторая причина - не "плохой учитель", а особенности современной школы в принципе! На многие темы в программе заложено слишком мало часов, учитель рад бы проработать, но его "засыпают" срезами знаний, тестами, административными контрольными, а уроков для подачи материала остается минимум. Отдельная тема - устаревшая подача материала. Современным детям интереснее быстро, наглядно, по шагам, с играми на планшете. А у нас - или современно, но бездарно и слишком сложно, или по-старинке - медленно и скучно! Иногда, конечно, виноват и сам учитель - работать скучно, без души, несовременно просто недопустимо! Сдвинуть "систему" с места - вопрос многих лет.

Вывод! Забудьте об оценках. Ребенок отстает - помогите, но не для оценок, а для знаний! А ребенку так и скажите: "Оценка нужна мне и учителю, чтоб понять, что ты знаешь, а что - нет! Не обращай на нее внимание!" А дальше... Возьмите себя в руки и постарайтесь тему оценок с ребенком не обсуждать. Только тему "понял-не понял", "знаешь - не знаешь".

Решения просты! Работа психолога и... время. Иногда достаточно просто подождать полгода- год - ребенок "обучается учиться", проблемы практически исчезают. Иногда надо помочь - вовремя взять учителя, спокойно (без криков, наказаний и многочасовых занятий) проработать неусвоенный материал. Это несложно - есть масса пособий для самостоятельной работы с рекомендациями профессионалов (тема моей следующей статьи).