По страницам всемирных преступлений и наказаний
Какими словами мы могли бы описать образы Японии? На ум сразу приходит – гора Фудзияма, цветение сакуры, стихи хокку и танка, бонсай и… можно было бы и еще продолжать. Но это – эстетика красоты, а мы будем говорить о ее противоположности – эстетики смерти.
В стране Восходящего солнца целью наказания было устрашение. Самое суровое наказание применялось к виновным в государственных преступлениях, их ждала смертная казнь. Мятеж против правящей власти карался обезглавливанием, за другие тяжкие преступления предусматривались казни в самых жутких видах – сожжение, распиливание, сваривание в котле. Применялся и такой вид казни, как распятие, правда, он практиковался в несколько ином виде. Приговоренных пригвождали к деревянной доске или прямо к утоптанной земле длинными кольями.
Интересный факт: в Японии, столь далекой от христианских цивилизаций стране, есть пример казни христиан. Так 5 февраля 1587 года были одновременно распяты 26 католиков. Вначале их пригвоздили к крестам на земле, после подняли и установили недалеко друг от друга, проявив при этом «милость» - проткнули каждого копьем, тем самым сократив мучения распятых. Местные католики после казни собрали одежду казненных и хранили их, как реликвии. Сами мученики почитались, как святые и им приписывались всякие чудеса. Спустя три столетия 26 мучеников из Нагасаки были канонизированы католической церковью.
То, что мы знаем о самураях – это не совсем японское явление, а скорее, приобретенное в результате почти полторы тысячи летнего противостояния с айнами, народом, жившим на территории северной части острова Хонсю. В результате постоянных стычек и сформировалась то, что впоследствии получит название самурайской культуры и самурайской техники ведения боя.
Известно, что Япония – мировой лидер по средней продолжительности жизни, но она лидирует и в другом – высокой статистикой суицидов. И причины этого кроются в японских традициях, укоренившихся, похоже, на подсознательном уровне поколений. Даже сами виды самоубийства строго регламентированы, каждое имеет свое название. Вот некоторые из них: «докуяку дзисацу» - самоубийство ядом; «дзисю дзисацу» - утопление; «тоосин дзисацу» - броситься с высоты. Ну а мы больше всего знаем о харакири. По японской терминологии этот вид самоубийства носит иное название – «сэппуку» и подразумевает проведение самоубийства по правилам ритуального обряда. Для японцев «сэппуку» - это высшая форма самоубийства, возвышенное действо. А вот слово харакири считается разговорной формой и несет в себе даже уничижительный оттенок к столь священному обряду.
Первые упоминания о «сэппуку» относятся к IX веку, а уже к концу XII века этот вид самоубийства получает широкое распространение. Самураи делали себе «сэппуку», не желая попадать в плен или после смерти своего господина. Надо сказать, что самураи, соблюдая кодекс бусидо (свод правил, регламентировавший нормы поведения истинного воина), мало ценили свою жизнь, отдавая себя целиком лишь служению одному господину. И неважно, был ли хозяин воином, умер ли на поле сражения или естественной смертью, слуга добровольно принимал решение отправиться за господином в иной мир. И часто обряд «сэппуку» совершался прямо на могиле феодала. Надо сказать, что за вскрытием живота, самурай перерезал себе горло, чтобы смерть наступила быстрее. А вот в случаях военных сражений, проигравшие воины изувечивали себе лицо, чтобы враг не смог опознать их. В Японии с уважением и почитанием относятся к такому благородному и преданному проявлению долга.
Далее: Корея. Палочная дисциплина