Походы на премьеры, дружба со звездами, поездки по всему миру - так выглядит со стороны жизнь кинокритика. Но архивы, которые недавно рассекретила британская разведка, позволили иначе взглянуть на одного из представителей этой профессии.
Оказалось, что в 30–40-е годы ХХ века в Великобритании и США под видом кинокритика действовал наш разведчик Седрик Белфридж. Причем действовал так, что ветераны спецслужб назвали его самым удачливым советским шпионом во Второй мировой войне.
Для справки
Седрик Белфридж (8 ноября 1904 г. - 21 июня 1990 г.) - английский киновед. Написал 20 книг о звездах кино. С середины 30-х годов ХХ века работал на советскую разведку в Британии, США и Мексике. Оперативный псевдоним - Бенедикт.
Шестой из "пятерки"
Шестым из "пятерки" Седрика прозвала британская пресса после того, как осенью 2015-го контрразведка Соединенного Королевства МИ-5 наконец признала факт его шпионажа в пользу СССР. На первый взгляд у англичан были все основания присоединить именитого кинокритика к "кембриджской пятерке", которая в свое время нанесла большой урон престижу страны.
Для справки
"Кембриджская пятерка" - группа британских аристократов, выпускников Кембриджа, решивших помогать "первому государству рабочих и крестьян" - Гай Берджис, Дональд Маклин, Ким Филби, Энтони Блант и Джон Кернкросс. Главным в "пятерке" был Филби, ставший третьим человеком в британской разведке, что позволило ему долго прикрывать подельников и в последний момент сбежать в СССР.
Операция "Таймс"
Бенедикт учился с "пятеркой" в одной альма-матер, но был старше Филби на восемь лет. Он изначально не мог ни подружиться с кем-то из "пятерки", ни даже встречаться с ними в университетском пабе. Играло роль и происхождение. На фоне потомственных аристократов Седрик, сын полкового врача, выглядел жалким плебеем.
Но с 1932 года, если верить раскрытым сейчас архивам, Белфридж начал работать на Советы. Обстоятельства вербовки пока не раскрыты, но известно, что его кандидатура была одобрена нашим главным разведчиком Артуром Христиановичем Артузовым (это его сыграл Джигарханян в "Операции "Трест"). Чем же привлек Лубянку журналист, писавший только о кино? Возможно, тем, что уже работал во влиятельной газете "Таймс" и мог посещать любые светские рауты, общаясь с нужными Москве людьми.
Все любят Голливуд
Талантливого кинокритика Седрика приметили за океаном. Летом 1938 года его пригласили в Америку работать обозревателем газеты "Лос-Анджелес таймс" и директором объединенного пресс-центра Голливуда. Вот тут он и развернулся по-настоящему, став первым пиарщиком в истории мирового кино. Именно благодаря написанным им статьям и проведенным рекламным кампаниям мир узнал о британской актерской чете Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, о Джоне Уэйне и Кларке Гейбле, ставшими не без его участия самыми популярными актерами своего времени.
На старости лет Седрик признавался: власть его была столь велика, что за считаные недели он мог превратить в мировую знаменитость любую подвернувшуюся под руку глупую блондинку. Москве от всего этого была одна сплошная польза. Голливуд тогда обожали все, и перед таким человеком, как Белфридж, который имел прямой доступ к "небожителям", были открыты все двери.
Пряник с секретом
Когда Седрик, ссылаясь на советский опыт, предложил организовать "фронтовые бригады" кинозвезд, посещающих с концертами крупнейшие военные базы в Америке и за рубежом для поднятия боевого духа, Пентагон с восторгом принял эту идею. Ничего не заподозрил даже мнительный директор ФБР Эдгар Гувер.
Во главе отряда знаменитостей Седрик попадал на самые секретные объекты, не забывая снимать все вокруг на микрофотоаппарат, вмонтированный умельцами с Лубянки в обычную курительную трубку. Со своим эскортом Белфридж под новый 1944 год прорвался даже в Аламагордо, где тогда создавалась атомная бомба. "Ваш приезд для нас как бесплатный рождественский пряник!" - приветствовал его глава проекта генерал Лесли Гроувс. Не догадываясь, что "пряник" приехал забрать у работавшего в проекте агента КГБ первые чертежи супербомбы.
С петлей на шее
О том, что агент советской разведки пробрался в Голливуд, в США впервые услышали в 1946 году после бегства шифровальщика Посольства СССР в Канаде. Агенты ФБР отнеслись к этому скептически, хотя для порядка и допросили Белфриджа. Тот сообщил, что несколько раз общался с советскими шпионами по заданию британской разведки еще в Лондоне. На том все и кончилось. О Седрике вспомнили снова после разоблачения "пятерки" - ведь он тоже был из Кембриджа. Но никто из раскрытых агентов с ним не пересекался, и он опять вышел сухим из воды.
Чувствуя, что петля вокруг его шеи постепенно затягивается, Белфридж решил покинуть США, перебравшись на юг, в Мехико. Официально - чтобы написать новую книгу о советском режиссере Сергее Эйзенштейне. На самом деле – чтобы продолжить работу на советскую разведку уже в новом качестве.
Книги на память
Британские историки уверены, что сменивший кличку на Компаньеро Уно Седрик стоял тогда едва ли не за всеми заметными событиями в Латинской Америке. Он де консультировал Фиделя перед высадкой на Кубе, курировал устранение диктатора Трухильо в Доминикане, Сомосы в Парагвае и покушение на Пиночета в Чили, а незадолго до убийства Кеннеди встречался в Мехико с уже побывавшим в Советском Союзе Освальдом Ли (позже его сперва обвинят в смерти президента, а потом застрелят самого). Не кинокритик, а Джеймс Бонд и Отто Скорцени в одном флаконе!
Но самое удивительное то, что при этом Седрик Белфридж нашел время написать семь серьезных трудов об истории кино. По ним до сих пор учатся студенты нашего ВГИКа, не подозревая, кем был их автор.