Найти тему

Микенские львы в Банке Англии

Тем что лев — чуть ли не самое популярное геральдическое животное, я вас, конечно, не удивлю. Но приятно удивляет другое: львы, которые изображены на дверях, над входом и на мозаике главного холла этого почтенного учреждения на Threadneedle Street в Лондоне — это именно микенские львы. В смысле по своему образу и подобию (за исключением вольности с ключами) скопированы с тех самых Львиных врат, ставших чуть ли не главным символом всей микенской цивилизации.

Львиные врата Микен
Львиные врата Микен

Эта рельефная композиция из известняка венчает главные ворота, ведущие в акрополь Микен и даже считается древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе. Львы лапами опираются на постамент или алтарь у подножия колонны (минойского типа, расширяющейся кверху), которая возвышается между ними.

Львиные ворота Микен, реконструкция XIX века
Львиные ворота Микен, реконструкция XIX века

Помните, когда мы говорили про символику птиц в крито-микенском искусстве, я упоминала и о колоннах: соединение небесного и земного, мировое древо, присутствие высшего божества и всё такое, в общем, это явно тот же срез смыслов, только здесь львы еще и ревностно охраняют эти важнейшие для микенцев сакральные величины. Ль

Львиные ворота Хаттусы
Львиные ворота Хаттусы

Хоть головы львов и не сохранились, отверстия в местах их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материала, слоновой кости, стеатита, золота и т.д., и были повёрнуты к людям, входящим в ворота. Подобные изображения мы находим и на ряде минойских печатей ок. 15 века до н.э. (сами ворота построены в 13-ом). Кстати в том же веке подобная «входная группа» со скульптурами львов-охранников по бокам появилась и в Хаттусе, столице хеттского царства.

Здание Банка Англии
Здание Банка Англии

Видимо, скульптора сэра Чарльза Уилера, создавшего бронзовых львов для Банка Англии, явно не миновала учесть многих людей искусства, очарованных темой (Очень) Древней Греции, ставшей популярной в начале XX века на волне сенсационных раскопок Шлимана и Эванса.

Львы на главных дверях Банка Англии
Львы на главных дверях Банка Англии

Правда там вместо колонны то гора денег, то ключи, но ведь каков заказчик, такая и специфика.

Львиные врата Банка Англии
Львиные врата Банка Англии

А вот мозаичный пол в холле банка, как и много чего еще прекрасного в Лондоне, создавал, кстати, наш соотечественник Борис Васильевич Анреп, который с одной стороны, был талантливейшим художником-монументалистом, мастером «византийско-иконного постимпрессионизма», как он называл свой стиль, а с другой – литератором.

Мозаика в холле Банка Англии
Мозаика в холле Банка Англии

Анна Ахматова посвятила Анрепу более тридцати стихотворений, а он в свою очередь изобразил её в центре мозаичного панно «Сострадание», созданного в память о жертвах блокадного Ленинграда.

Борис Анреп и Анна Ахматова
Борис Анреп и Анна Ахматова

После 1917 года Анреп остался в Великобритании и плодотворно работал уже в эмиграции. Он создал также и мозаичное панно для Собора Христа-Владыки (Christ the King) в ирландском Маллингаре (многократно упоминаемом в "Улиссе" и "Поминках по Финнигану"). В центре панно — Святая Анна, как считается, тоже очень похожая на Ахматову.

Мозаика "Святая Анна" из Маллингара
Мозаика "Святая Анна" из Маллингара

Эх, а я ведь просто про львов хотела рассказать… в общем, смотрите картинки, там на фасаде банка и меандры имеются, и змеи, одним словом, полный комплект.