Тем что лев — чуть ли не самое популярное геральдическое животное, я вас, конечно, не удивлю. Но приятно удивляет другое: львы, которые изображены на дверях, над входом и на мозаике главного холла этого почтенного учреждения на Threadneedle Street в Лондоне — это именно микенские львы. В смысле по своему образу и подобию (за исключением вольности с ключами) скопированы с тех самых Львиных врат, ставших чуть ли не главным символом всей микенской цивилизации.
Эта рельефная композиция из известняка венчает главные ворота, ведущие в акрополь Микен и даже считается древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе. Львы лапами опираются на постамент или алтарь у подножия колонны (минойского типа, расширяющейся кверху), которая возвышается между ними.
Помните, когда мы говорили про символику птиц в крито-микенском искусстве, я упоминала и о колоннах: соединение небесного и земного, мировое древо, присутствие высшего божества и всё такое, в общем, это явно тот же срез смыслов, только здесь львы еще и ревностно охраняют эти важнейшие для микенцев сакральные величины. Ль
Хоть головы львов и не сохранились, отверстия в местах их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материала, слоновой кости, стеатита, золота и т.д., и были повёрнуты к людям, входящим в ворота. Подобные изображения мы находим и на ряде минойских печатей ок. 15 века до н.э. (сами ворота построены в 13-ом). Кстати в том же веке подобная «входная группа» со скульптурами львов-охранников по бокам появилась и в Хаттусе, столице хеттского царства.
Видимо, скульптора сэра Чарльза Уилера, создавшего бронзовых львов для Банка Англии, явно не миновала учесть многих людей искусства, очарованных темой (Очень) Древней Греции, ставшей популярной в начале XX века на волне сенсационных раскопок Шлимана и Эванса.
Правда там вместо колонны то гора денег, то ключи, но ведь каков заказчик, такая и специфика.
А вот мозаичный пол в холле банка, как и много чего еще прекрасного в Лондоне, создавал, кстати, наш соотечественник Борис Васильевич Анреп, который с одной стороны, был талантливейшим художником-монументалистом, мастером «византийско-иконного постимпрессионизма», как он называл свой стиль, а с другой – литератором.
Анна Ахматова посвятила Анрепу более тридцати стихотворений, а он в свою очередь изобразил её в центре мозаичного панно «Сострадание», созданного в память о жертвах блокадного Ленинграда.
После 1917 года Анреп остался в Великобритании и плодотворно работал уже в эмиграции. Он создал также и мозаичное панно для Собора Христа-Владыки (Christ the King) в ирландском Маллингаре (многократно упоминаемом в "Улиссе" и "Поминках по Финнигану"). В центре панно — Святая Анна, как считается, тоже очень похожая на Ахматову.
Эх, а я ведь просто про львов хотела рассказать… в общем, смотрите картинки, там на фасаде банка и меандры имеются, и змеи, одним словом, полный комплект.