Мысль о том, что производитель должен в первую очередь заботится о нас с вами — утопия.
Настали интересные времена. Одежда, техника, мебель портятся намного быстрее, чем погода в дождливом Лондоне. Все ломается не только у простых смертных. Так, к примеру, по дороге в посольство США в Риме сломался лимузин президента США Джорджа Буша, на первом тест драйве Лады Гранты Владимиром Путиным машина просто не завелась.
К постоянные поломки заставляют нас относиться к ним снисходительно, а вот в старые времена за брак действительно серьезно наказывали. В древнем Вавилоне была принята казнь, в Америке в XVIII веке привязывали к позорному столбу, в царской России — били кнутом или отправляли на каторгу. А в советское время бракоделам грозил тюремный срок от 5 до 8 лет.
На сегодняшний день, наказание за умышленное снижение качества продукции предусмотрено только во Франции и Италии.
Поэтому производителям на этом грех не заработать. Но так было не всегда и многие помнят, как тот же холодильник «Зил» десятилетиями исправно работал и до сих пор работает на даче, а магнитофон «Комета» дал бы фору многих радиоприемникам по своей «живучести». Не отставали производители и за рубежом. Например у джипа Toyota LandCruser 80 ресурс двигателя был около 1000 000 км, а в пожарной части американского города Ливермор лампочка непрерывно горит уже более 100 лет.
Долговечность сейчас явление редкое: производителю нужно, чтобы его продукцию покупали чаще, из-за этого и страдает качество продукта. Когда рынок постоянно расширялся — проблем со сбытом не было, но со временем продажи замедлялись, а акционеры требовали больше прибыли. Тут маркетологи стали прибегать к маленьким хитростям.
У зубной пасты увеличили отверстие, в рекламе, всеми известного, «Alka-Seltzer» растворяли две таблетки вместо одной, что подняло продажи в несколько раз.
Фильтры для воды и бритвы снабдили практически не нужным индикатором ресурса, который подталкивает к более частой замене сменных блоков. Картофелечистки стали красить в цвет картофельных очистков, чтобы хозяйки из-за невнимательности вкидывали их вместе с отходами. А мерная ложка в стиральном порошке увеличивает расход в 3 раза. Появилось множество одноразовых вещей: линзы, бритва, подгузник, посуда, мангал, полотенце и т. д.
Производители поняли, что главное — подсадить потребителя на свой продукт, а потом уже постепенно вытягивать деньги. Сказано — сделано. Игровые приставки Xbox, Sony Playstation стали продавать почти по себестоимости, а зарабатывать на продаже игр, ведь потребителя уже не будет выбора. Также поступают и производители бюджетных китайских смартфонов и принтеров, продавая продукцию по минимальной цене. Доход с одного проданного автомобиля в среднем равен $200−300, а большую часть дохода получают с сервисного обслуживания, так называемых «ТО».
Производители автомобилей просто обязаны на время гарантийного обслуживания выжимать из клиента все соки. Добровольно потребители не любят расставаться с деньгами, поэтому производители прибегают к следующим ухищрениям:
1. Сделать детали дороже. Добиваются этого исключая возможность покупки одного компонента: только в сборе с более дорогой деталью. Расколотое стекло на телефоне заменяется только с экраном. Топливный фильтр в автомобиле продается только с топливным насосом, маленькая втулка только в сборе с рычагом подвески, копеечный предохранитель меняется вместе с блоком управления. Сломалась деталь за 30 рублей, извините, но мы ее можем заменить только в сборе с дорогим компонентом за 1500 рублей. И ведь выбора нет.
2. Усложнить ремонт. В основном работа ведется в нескольких направлениях. Необходимо исключить возможность ремонта за пределами фирменного сервисного центра и затруднить доступ к детали для увеличения трудоемкости работ. Для этого подойдет неразборная конструкция корпуса или использование винтов с уникальным рисунком головки, на которые будет сложно найти отвертки. Так же полезно препятствовать распространению инструкций по ремонту и обслуживанию техники как это делают многие компании. В автомобилях Citroen или Peugeot для замены лампочки в фарах необходимо снять бампер. Замена свечей в ВАЗе занимает 10 минут, а в некоторых моделях Saab для этого надо снять двигатель.
3. Ускорить износ деталей. Высшим пилотажем считается, когда изделие начинает ломаться сразу после окончания гарантийного срока. Производители даже ввели такую должность как специалист по параметризации. Его задача внести в конструкцию такие изменения, что бы агрегат гарантированно вышел из строя после окончания гарантийного срока. Причем это необходимо сделать достаточно аккуратно, не навредив репутации самого производителя. Вот несколько примеров. Провод от зарядки перетирается за несколько месяцев. В BMW M5 мощностью более 500 л.с. в коробке передач фрикционные диски изготавливают из прессованного картона. В принтеры ставят чип, который останавливает печать после заданного количество листов, хотя чернила могут еще оставаться. Для сокращения срока службы аккумуляторов, микросхем, экранов достаточно слегка увеличить напряжение в сети.
4. Снять с гарантии. У производителей масса уловок дабы оградить себя от клиентов с поломками. Приехали на сервис с дисками и шинами нештатной размерности — гарантия на подвеску не будет распространяться. Допоборудование нужно ставить только у официального дилера. Нельзя самому менять даже лампочку. В сервисе могут придраться к вашему телефону, якобы при вскрытии обнаружены следы попадания влаги и микротрещины из-за падения. Но до автопроизводителя Тесла всем далеко. При повреждении кузова потребитель слетает не только с гарантии, но и с сервисного обслуживания. При ударе могли быть повреждены аккумуляторные батареи и производитель не хочет брать на себя риски. Так клиенты, сами того не зная, становятся обладателями одноразовых машин.
Вообще, мысль о том, что производитель в первую очередь заботится о нас, можно отнести к утопии. Это похоже на то, как фермер заботится о молодых бычках породы перед забоем. Поэтому к покупкам в наше время нужно относиться очень осторожно. Стоит воспользоваться опытом тех, кто уже приобрел подходящий товар. И на оснований статистики сервисных центров и в зависимости от бюджета решить какой уровень качества будет приемлемым, а риск поломки — минимальным.