Новый год, подарки, наряды, угощение. Накануне праздника город сверкает гирляндами, магазины зазывают покупателей нарядными витринами. Все превращается в карнавал и в ярмарку одновременно. Торговые центры и супермаркеты на каждом шагу. Мы быстро привыкли к неплохому сервису и профессиональному мерчендайзингу. Некоторые супермаркеты уже используют кассы самообслуживания, так что теперь уставший городской житель может не тратить время на общение с кассиром.
Однако если немного прислушаться к разговорам о подготовке к празднику, то, оказывается, мясо лучше брать на N-ском рынке и именно в третьей палатке сразу от входа, а мандарины самые свежие у Марифа. А если немного поторговаться…
Получается, что рынки все так же пользуются спросом.
Рынок как структура не статичен, он постоянно изменяется и живо реагирует на сигналы как экономики, так и культуры. В ответ на запросы общества появляются новые форматы рынка.
Фермерские рынки и экобазары
В 2010 г. появились крупнейший в России экобазар в Мытищах и экомаркет рядом с метро «Коньково» – их можно считать официальным признанием торговли фермерскими продуктами в качестве отдельного сегмента рынка.
Толчком к развитию фермерской торговли послужили не только продовольственные санкции 2014 г., но и появление особой категории потребителей – ответственных потребителей. Вот что говорит основатель LavkaLavka Борис Акимов: «Эти люди думают, из чего сделана колбаса, как это животное жило, чем его кормили, какое влияние на экологию оказывала эта ферма? Люди хотят не просто получить вкусный и здоровый продукт, но и помочь конкретному фермеру, окружающей среде».
Несмотря на высокую конкуренцию со стороны перекупщиков, сложности в работе с крупными продуктовыми сетями, фермеры находят своих потребителей. Фермерские рынки объединяют фермерские хозяйства и дают гарантии качества покупателям, осуществляя специальную сертификацию фермерской продукции.
Во время праздника урожая в 2015 г. «Мега» провела маркетинговое исследование среди покупателей и фермеров: 83 % опрошенных оценили мероприятие на «отлично», 75 % проходивших мимо посетителей торгового центра что-то купили.
Да, формат фермерских рынков развивается медленно, есть определенные трудности с масштабированием, но будущее за их объединением, например, путем создания сельскохозяйственно-сбытового потребительского кооператива.
Для большого бизнеса, девелоперов фермерские рынки могут стать той «изюминкой», которая позволит им отстроиться от конкурентов – однотипных ТЦ с одинаковым набором товаров, услуг и развлечений.
Уже сейчас видно, что рынок сбыта экопродуктов растет – все больше людей задумывается если не о глобальной экологии, то хотя бы о том, что они и их дети едят. Кроме того, покупатели не только выбирают здоровые продукты, но и поддерживают отечественного производителя.
Все на ярмарку!
Помимо создания новых сегментов в торговле, рынок не забывает своих корней. Вся торговля начиналась с того, что люди приходили в определенное место и время для обмена товарами. Так появились ярмарки, которые отличались не только сезонностью, но и мобильностью. Торговля и сегодня в буквальном смысле не стоит на месте.
Даже при нынешнем товарном изобилии на прилавках магазинов у покупателей не проходит интерес к ярмаркам. Особенно если ярмарка приехала из другого города или даже страны.
А для небольшого производителя ярмарка – это:
- отличный способ найти своего покупателя,
- экономия на аренде – не надо снимать дорогие площади в ТЦ или искать другое людное место;
- возможность показать товар лицом, дать его потрогать и повертеть в руках, чего не позволяет сделать online-торговля,
- охват аудитории в разных регионах при низких затратах на собственную логистику и доставку.
Ярмарки довольно частое явление, и покупатели их ценят скорее за возможность сэкономить, чем найти редкую вещицу.
В последнее время становятся популярны ярмарки hand-made, фермерских продуктов, продукции местных небольших фабрик.
Рынок в современной России: из 90-х в XXI век
Челноки 90-х годов получали свое «образование» в Стамбуле. Знаменитый Гранд Базар стал главной площадкой для первых предпринимателей постсоветского пространства. Это и не удивительно, ведь турецкий рынок – один из самых больших крытых рынков в мире, имеющий многовековую историю.
Сейчас это одна из главных достопримечательностей города – с отдельным рынком специй, украшениями и коврами.
Немного цифр: на территории Гранд Базара имеются 18 ворот, 66 улиц, 4000 магазинов, более 2000 ателье, десятки фонтанов и мечетей.
В Москве аналогом Гранд Базара стал Черкизовский рынок. По некоторым данным, он был крупнейшим центром мелкооптовой торговли в России. Сначала там одевалась вся столица, потом – практически вся страна. Теперь челноки выбирали для закупок не турецкий берег, а знаменитый «Черкизон».
Сам же рынок быстро превратился в своеобразный город: работники из южных республик, Китая, Юго-Восточной Азии практически не покидали границ рынка, все необходимое было внутри: еда, ночлег, работа.
Он существовал до лета 2009 года, когда власти на федеральном уровне потребовали снести рынок и навести порядок. Часть работников была депортирована, но многие просто перешли на другие точки.
В маленьких провинциальных городах рынки и вещевые развалы до сих пор остаются главным местом торговли.
В крупных населенных пунктах муниципальная власть активно занимается облагораживанием торгового сектора: на место стихийных рынков и базаров приходят торгово-развлекательные центры, объединяя в себе магазины, кинотеатры, рестораны и кафе, игровые площадки и даже площадки для театральных перформансов, различных лекций, мастер-классов и выставок.
Старинный рынок в современном мире
В мировой культуре старинные рынки признаны историческими памятниками становления городской цивилизации. Чтобы сохранить эти места, некоторым из рынков были присвоены статусы городского наследия. Например, Grand Bazaar в Стамбуле, Temple Street Night Market в Гонконге, Gyeongdong в Сеуле и Santa Caterina в Барселоне. Сами здания рынков превращаются в архитектурные шедевры.
Как бы ни видоизменялись базары, ярмарки, рынки, торговые центры, сама торговля остается неотъемлемой частью цивилизации.