Панченко Г.В. Гонения на церковь в Плесе в 20-30-е гг. XX века по воспоминаниям очевидцев событий и их потомков

Опубликовано:
Панченко Г.В. Гонения на церковь в Плесе в 20-30-е гг. XX века по воспоминаниям очевидцев событий и их потомков// Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. Иваново. 2007. С. 112-118.

с.112

Данная работа написана по материалам воспоминаний плесских жителей: Ивана Павловича Шемякина, Галины Петровны Абрамовой 1926 г.р. (очевидцев событий) и Галины Владимировны Высотской 1932 г.р., внучки священника Павла Алексеевича Молчанова, служившего в Петропавловской церкви г. Плеса. Иван Павлович Шемякин и Галина Петровна Абрамова, находясь еще в детском возрасте, стали невольными свидетелями борьбы советского строя с церковью. Оказав сильное и болезненное воздействие на детскую психику, эти события оставили глубокий след в их памяти.

Из воспоминаний Галины Владимировны Высотской, записанных автором, мы узнаем о том, что одним из сильнейших приходов в Плесе после Октябрьской революции был приход Петропавловской каменной церкви, к которому относились кроме Петропавловской горы города Плеса, деревни Скородумка, Татищево, Пеньки, Горшково, Кочергино, Мальцево, усадьбы «Утешное» и «Хмельницы». Конечно, во многом это зависело от личности настоятеля Петропавловской церкви – Павла Алексеевича Молчанова.

Павел Алексеевич Молчанов (из архива семьи Высотских)
Павел Алексеевич Молчанов (из архива семьи Высотских)

Павел родился в 1887 [2] году в большой крестьянской семье в с. Колшево. Его, младшего сына, родители решили вывести в люди, дать образование и направили учиться в Костромскую духовную семинарию. По окончании семинарии Павел женился на Наташе, дочери священника Ивана Беликова из с. Хреново под Вичугой, и получил приход в Петропавловской церкви г. Плеса [1, л. 3-4]. По словам Галины Владимировны, Павел Алексеевич был человек «очень образованный, очень много читал, знал. У него была огромная библиотека» [1, л. 4].

Наталья Ивановна Молчанова (урожд. Беликова) (из архива семьи Высотских)
Наталья Ивановна Молчанова (урожд. Беликова) (из архива семьи Высотских)

Приход Петропавловской церкви был одним из самых посещаемых после революции. Галина Владимировна вспоминает: «Все сливки общества того времени, все были возле него, потому что он очень образованный был, много знал, человек очень интересный. Вел службу не только хорошо, а преотлично, и, как выражались, как артист, говорят, был на службе. И все тянулись, вот эти богатые, тянулись к нему на службу и причащались у него. А вот поп Костя из Троицкой церкви [имеется в виду Константин Островский – от автора] очень был

с. 113

зол на него, потому что его-то прихожане, богатые то вот особенно, шли к отцу Павлу. Ну, поп Костя, по всей вероятности, был связан и с коммунистами, потому что он не хранил тайну исповеди. Его за это не любили» [1, л. 4]. Она продолжает: «Еще при его жизни Шаляпин у них бывал, когда приезжал проездом вместе со Щулепниковым. А с Щулепниковым дедушка был большими друзьями, гостили с семьями» [1, л. 14].

После свершения Октябрьской революции, по воспоминаниям Г.В. Высотской, к отцу Павлу «часто ездили, всё искали какого-то оружия и, по-видимому, золото искали. В подвал залезали и начинали овощи перекидывать и шпагами расшвыривать. Ну и дедушка им как-то сказал: «Вы мне продукцию не портите. Я ее вырастил для скотины». Скотину они держали. У них было две племенных коровы. Одну корову они отдавали крестьянам исполу, то есть за это они должны были помочь дедушке в сенокосе. Ну, корову осенью возвращали, а теленок оставался у крестьянина. И разводил племенных овец. Тоже исполу раздавал овец по крестьянам. Ему должны были вернуть овцу осенью и четвертого ягненка. Если четвертого нет, то значит ничего. У них всех по четыре ягненка рождалось. Ярочек отдавал, а барана себе забирал, четвертого-то, так чтобы у крестьян все овцы были бы племенные» [1, л. 1].

Священнику Павлу Молчанову назначили большой налог – две тысячи рублей. Однако, несмотря на сложные отношения с городскими властями и недостаток средств, отец Павел находил возможность оказывать помощь другим пострадавшим людям. Как вспоминает его внучка, «вокруг него много было вот таких же репрессированных или бежавших от революции, в основном художники [в том числе, судя по последующим воспоминаниям, – иконописцы – от автора], преподаватели. Художников-то он принимал, обедами их кормил, содержал их материально. Расписывали они у него… «Бесплатно, вроде, нам неудобно». «А что я вам дам, какие дела вы можете делать, вы – художники. Ну, вот расписывай печку». Какому художнику, фамилию я не помню. Двери расписывали. Приходили хоть питаться, хоть накормить-то есть, у него все было» [1, л. 2]. «Его научили вот эти образованные люди обратиться к Луначарскому. А Луначарский ведь он туберкулезник был, он отдыхал у нас в Плесе [в июне 1919 г. – от автора]. И вот дедушка то его стерег и встретился он с ним, знаете Козий мостик через Шохонку, туда к санаторию, спуск с горы, каменка тута. Где-то в этом месте он встретил Луначарского, разговаривал с ним. Оба человека очень образованные. И Луначарский после этого разговора с него снял тысячу налога, больше то, говорит, я не могу. Я, говорит, не полномо-

с. 114

чен. Ну, видимо, Луначарскому как человек он очень понравился... А вторую тысячу я уж не знаю, выплачивали ли они? Наверное, выплачивали, я не знаю» [1, л. 4].

Со слов матери Галина Владимировна запомнила и о том, как была разрушена Петропавловская каменная церковь, хотя вполне возможно, что речь велась о разрушении часовни на Петропавловской горе. Точную дату этого события она не помнит, но предполагает, что это произошло в 1924-25 гг. Г.В. Высотская рассказала, что «ломали ее для того, чтобы в Горшкове сделать ферму. Ну, конечно, ведь из церкви что сделаешь, крошек накрошили… Комсомольцы тут собрались, дедушка пришел к ним: «Что вы делаете, ведь придет время, восстанавливать надо будет» [1, л. 1].

Когда мы спросили Галину Владимировну, почему разрушение плесских храмов началось именно с Петропавловского прихода, она ответила: «Потому что все сливки там были, потому что все богатые туда шли, и потому что вообще-то с языком он [отец Павел – от автора]… Знаете, такие люди – подкусить, подцепить. Очень умный был. А здесь пароход стоял, вы, наверное, должны знать. Я не знаю, военный или какой, какой-то корабль стоял, зимовал [зимой 1918-19 гг. в Плесе зимовал миноносец «Сторожевой» – от автора]. И вот там один такой коммунист собирал народ и выступал, а народ то все кричал: «Пра-и-льно!» Что не скажет: «Пра-и-льно!» А дедушка нет, да встречу чего-то. Правильно – не правильно. А человек, видимо, был не больно образованный – этот самый [в качестве оратора выступал, видимо, Геч. – от автора]… Уж мама мне и говорила, выражения какие употреблял он, и какие дедушка вопросы задавал, но я уже не помню, ведь мне тоже уже восьмой десяток. В конце концов, договорились до того, что… «Вы – бараны!», – этот, с парохода. А народ: «Пра-и-льно!». Правильно, бараны. Ну а дедушка … встречу чего-нибудь скажет. Ну, в общем, человек был на заметке. Он явно был не коммунист» [1, л. 5-6].

Одним из этапов борьбы с церковью и хранителями веры в Плесе было инициирование отречения плесских священников. Г.В. Высотская вспоминает: «Ведь их собирали, всех священников, на Соборную гору, чтобы они отреклись, расстриглись. С Варваринской-то церкви в то время уже уехал на пенсию тоже какой-то дальний родственник Высотских – Лаговский [протоиерей Николай Александрович Лаговский – от автора]. … Поэтому его там уже не было. А поп Костя был, видимо, предупрежден, он скрылся. А вот с Пустынки, с Соборной горы, с Воскресенской и Петропавловской их собрали четверых, предложили расстричься. Дедушка мой отказался. «Я, – говорит, – дал клятву, я расстригаться не буду, отрекаться не буду». С Воскресенской церкви – то

с.115

же самое, а вот с Пустынки и Соборки эти публично на Соборной горе прилюдно расстриглись. В общем, этих вот двух священников, их обоих, и сослали. Вот Галина Петровна знает, как с Воскресенской … забрали прямо со службы, а нашего забрали ночью» [1, л. 5].

Арестовали отца Павла в 1929 или 1930 году. Внучка священника вспоминает: «А везли когда из Иванова их, везли вместе с уголовниками. На нем была вся одежда очень хорошая: полушубок теплый, яловые сапоги, шапка теплая. Это было зимой, видимо. Мама так вот описывала. И с него уголовники все это сняли. А он страдал ангиной, и он от ангины в конце концов и умер там, на Севере» [1, л. 3]. Умер Павел Алексеевич Молчанов, по сведениям Г.В. Высотской, где-то или в конце апреля, или в начале мая 1933 года в лагере, где сидели, в основном, священнослужители. «Мама поехала туда, приехала, и как раз разлились две реки, и к ним не попасть. Что за реки? По-моему, одна то – Вычегда, а другая то – не знаю. И никто не соглашался ее перевезти туда, потому что это было огромное море, и погода стояла плохая. Потом все-таки ее перевезли туда. Приехала она туда, он уже умер, и его уже похоронили, похоронили со всеми почестями» [1, л. 3].

Нелегкой была и судьба его детей. Галина Владимировна вспоминает: «Дедушку уж сослали когда, всех детей признали лишенными права голоса.  Младшего сына в 7 класс не пустили, он был отличник, а какие-то двоечники там учились. Не допустили, и вот он в 14 лет, Алексей Павлович Молчанов, в 14 лет пошел на карьер гравий тачками таскать, возить. Был высокий ростом, но 14 лет 14 и есть. И сознание терял, и не под силу с мужиками работать было. Какой-то родственник бабушкиной сестры был в Костроме профессором математики, писал Сталину, чтобы его допустили. Допустили на следующий год» [1, л. 2]. Семья после ареста отца Павла была вскоре потеснена в своем доме на Петропавловской горе. Галина Владимировна вспоминает: «Оставили им комнатку, да кухоньку (тут как пристройка была), а в дом поселили людей. Теперь он разрушился» [1, л. 14].

В 1935-36 гг., по личным воспоминаниям Г.П. Абрамовой, арестовали священника Воскресенской церкви «прямо со службы, из алтаря. Служба была, они прошли сквозь нас и его забрали» [1, л. 5].

Особенно рьяно в борьбе с верой проявлял себя Кузьма Семенович Данилов – Кузя Бес, как прозвали его в Плесе. Благодаря его деятельности, вспоминает Г.П. Абрамова, «33 человека из Плеса ушли. Вот с нашей улицы, улицы Льва Толстого, здесь на горе около школы, не доходя отсюда, увели из дома Пряхину Вассу. Она молилась богу, ее

с. 116

грех весь в этом был. Они были не богатые» [1, л. 6]. «У него все были, как говорится, в его руках: и семья делала то, что надо делать, что заставит. Тоже где подслушивали, где что… Ведь знаете, в школе всегда тоже: «Как у тебя там мама? папа? Молятся богу? Иконы у вас есть?» Уже мы были все научены: «У нас икон нет, у нас они не молятся». Вот, хотя у нас иконы все время висели дома» [1, л. 7].

Другим воинствующим атеистом был Михаил Кабановский. Галина Петровна рассказала, как они с отцом однажды пошли на службу: «И вот зашли мы с отцом в церковь Воскресенскую, заходим на паперть, народу – одни коммунисты стоят, одни мужики. Я-то, собственно, не так уж и разбиралась в них, но мы их уж побаивались. Этот Кабановский берет отца за рукав и говорит: «Ты куда идешь?» Он говорит: «Как куда?» Папа стал молиться, перекрестился, и я крещусь. «Сам ходишь, веришь, не знаю кому…» – ну начал то все против, – «И девчонку повел, разлагаешь ребятишек! Ты знаешь, мы тебя сейчас посадим». Папа говорит: «Сажайте!». Ну, потом что-то ничего, отец прошел, я за ним. Мы зашли в церковь, стали стоять службу. Ну, какое уже настроение? Он постоял, постоял … И я, как вцепилась ему в полушубок, он в полушубке был, схватила его так… Вот чего уж делать. Он: «Пойдем, дочка, домой, пойдем». Мама говорит: «Что это вы как рано пришли?» Он говорит, так и так вот получилось.  «Ой, ой, ой, ой». И вот, сколько дней, да они, наверное, не дней все ждали: «Вот придут, вот придут и заберут, вот придут и заберут». И знаете, как было? Значит, вот сидим дома: я, например, рисую, папа что-то делает, лампа горит, ну, а мама чего вяжет … слышим: «Скрип, скрип, скрип, скрип». К окошкам уже подходят, шарят у окна ухом – о чем говорят. Что они могут услышать и что они могут наврать? И уже дома то все: «Тш!!!» Вот так жили» [1, л. 7].

Рукописное описание сбрасывания колоколов с храмов на Соборной горе оставил житель г. Плеса, Иван Павлович Шемякин. Он писал: «Стояла пора золотой осени. Но погода не радовала. Мелкий, нудный дождик с северным ветром навевали грусть. Деревья, еще не сбросившие свой летний наряд, жалобно скрипели, раскачиваясь на холодном, мерзком ветрище, роняя листву. В такую погоду хороший хозяин собаку из дома не выгонит. Мы же, подростки, после учебы – бегом на Соборку. Тем более будут сбрасывать колокола. Несмотря на непогоду народу тьма. Женщины в темных платках истово крестились, шепча слова молитвы и проклиная тех, кто затеял это мерзкое, грязное дело. Мужики сердито из-под насупленных бровей, недоброжелательно даже

с. 117

с угрозой посматривали на К. Данилова, М. Кабановского и других активистов-безбожников.

Даже мы, пострелята, и те слова не проронили.

Стояла мертвая тишина! И вот летит первый небольшой колокол, активисты, взявшись за веревку, сбросили его. Еще колокол не коснулся земли, а вздох-стон пронесся над толпой. Многие пали на колени, осеняя себя крестным знамением. Второй, третий, почти все колокола раскололись или дали трещину. Куски разлетелись, в них проглядывало светлое сияние вкрапин. Это серебро для мелодичного, нежного, ласкающего ухо звука. Подобрал один кусочек. А самый большой колокол долго не хотел покидать родной дом-колокольню. Вот он накренился, повалился на бок, зацепился за край проема. Его тянули, тянули, а он не сдавался, как солдат чуя свою гибель!!!

Сила солому ломит. Кто-то влез, перевязал веревку, и под уханье тянувших колокол нехотя подъехал к краю колокольни, остановился, посмотрел вниз и сам, как будто бросился в пропасть…

Землю потряс страшный удар, послышался скрежет, стон, мягкое звучание все тише и тише…

А народ: мужики сняли картузы, даже те, кто тянул. Женщины бросились к колоколу, нежно его гладили, целовали, обливали горючими слезами…

Мой тесть Углов А.А., работая почти всю жизнь на пристани, да и Дм. Добровольский говорили, что один из всех колоколов остался и послужил делу. Это небольшой колокол с Троицкой церкви, долгое время висевший на пристани, сам не раз, по разрешению Ал. Ал. [Алексея Александровича Углова, шкипера плесской пристани – от автора] держал за веревку, давая этим знак к отправке парохода или одного из трех гудков, предупреждающих к отвалу. Он сохранился и до сих пор находится у К.К.Введенского, начальника пристани г. Плес» [3, л. 1].

О том, как сбрасывали колокола с Воскресенской церкви, помнит Галина Петровна Абрамова. По ее сведениям, это случилось в 1936 г. В этом же году сбросили колокола и с Троицкого храма [1, л. 11].

На вопрос, что делали с иконами, когда разоряли церкви, Галина Петровна Абрамова ответила: «Позвала меня мама, как-то были внизу, там [на Набережной, ныне ул. Советская – от автора], и говорит: «Пойдем, дочка, зайдем в столовую». Сейчас это ресторан, такой весь, а тут была столовая. Взошли, значит, подошли к столикам, и вот, вы знаете, из больших икон, из больших икон они сделали столы, стол. И, значит, Богородица лежит кверху ликом. Ни салфеточки, ни клееночки, ничего, просто на этих богов ставили тарелки. Там они и лили, там и все. Ходили с тряпкой потом, вытирали и ножом царапали. И мама повернулась сквозь слезы и говорит: «Пойдем, дочка, отсюда». И пошли. Какие ико-

с.118

ны, какие иконы!» [1, л. 19]. И она продолжила: «Вот иконы из Воскресенской церкви еще… их выкидывали, просто выкидывали. Вот просто весь двор был завален иконами деревянными. И однажды я попала вот в такую ситуацию. Значит, идут женщины из деревни… Идут, и одна другой говорит: «Давай возьмем по иконке». И они, значит, наклонились, выбирают. Думаю: «И я сейчас возьму». Я маленькую такую иконочку какую-то взяла, и вдруг раздается голос Кузи: «Это что такое! Да я вас сейчас посажу! Да они еще тут иконы…» «Какие… да мы вот только один…». «Я тебе дам образец, такой образец дам!» Она: «Да мы ведь ничего ведь не сделали». «Да, я вам говорю, что сейчас вас посажу, посажу обеих». Я, милые, пятком, пятком, иконочку то эту… Домой то я бежала! Реву, прибежала. Мама говорит: «Что ты плачешь?». Я говорю вот так и так. «Да, ладно, успокойся, дочка, а больше уж не бери» [1, л. 19-20].

Даже столь отрывочные воспоминания о гонениях на церковь в г. Плесе указывают на то, что это была вполне планомерная акция властей, направленная на ликвидацию (моральную или физическую) священников и их приходов. Новая власть, очевидно, видела в последних опору старого строя и один из источников формирования возможной оппозиции советской власти.

Конечно, воспоминания о столь далеких днях могут грешить временными и фактическими неточностями и нуждаются в проверке с помощью других источников. Но, тем не менее, они более сильно, чем официальные документы, передают образ той эпохи. Благодаря им, мы смотрим на события того времени как бы изнутри, чувствуя страх и боль верующих, подвергаемых гонениям вместе с православной церковью.

Библиография:

1. Воспоминание-беседа с Г.В. Высотской и Г.П.Абрамовой, записанная Панченко Г.В. 26.08.2006// АИО ПГИАХМЗ. Ф.3. Оп. 1. Д. 78.

2. Именной список лиц, лишенных избирательных прав по г. Плесу Середского уезда// ГАИО. Ф.  Р-980, оп.1, д. 308.

3. Шемякин И.П. Колокола// АИО ПГИАХМЗ. Ф.3. Оп. 1. Д. 79.

Список сокращений

АИО ПГИАХМЗ – архив исторического отдела Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

ГАИО – Государственный архив Ивановской области