Наследие Шона Стусси выходит далеко за рамки бренда, который носит его фамилию. Он легенда, символ уличной культуры. Стусси оказал влияние на тех, кто никогда не слышал о бренде или даже не любит его. Сегодня Шон может идти по улицам мегаполисов и видеть свои работы на людях, которые даже не подозревают, кто такой Стусси. Бренд Stussy продолжает использовать дизайны, созданные Шоном, например, пародия на лого Rolex, или “шар восьмерка”. Стусси вполне спокойно к этому относится: для него это уже не имеет большого значения.
В 1996-ом году Шон Стусси покинул бренд (Stussy основан в 1980-ом), чтобы проводить больше времени с семьей. Еще до его ухода прибыль Stussy снижалась, но бренд продолжал безостановочно расти, распространяясь на территории Европы и Японии. Это прогрессивное развитие было не на руку финансовой составляющей. Но это не единственная причина, по которой Шон не остался у руля: он оказал влияние на множество людей по всему миру, которое сегодня является одним из ключевых в streetwear-сфере. Шон, например, до сих пор поддерживает связь с первым менеджером магазина Stussy в Нью-Йорке, ныне основателем Supreme Джеймсом Джебией, который недавно был номинирован в качестве “Дизайнер года” по версии CFDA (Совет модельеров Америки). Good Enough, Bape, X-Large – также бренды “пост-Stussy волны”. Шон все еще поддерживает связь с людьми из Internatonal Stussy Tribe. Это сообщество людей, которое задавало тон в разных частях мира, каждому их них доставалась именная куртка.
Такого рода сиддинг имел немного общего с сегодняшним форматом Instagram постов. Люди, получившие заветную куртку, были пионерами в своих сферах деятельности и их авторитет был заслужен, благодаря своей увлеченности и труду, а не случайной фотографии. Острое чутье Шона помогало ему представить бренд там, где это необходимо. Среди членов Internatonal Stussy Tribe были такие люди, как Хироси Фудзивара, Ниго, Кит Харинг и Голди. Последний по сей день приходится амбассадором бренда. Но Голди не из тех, кому вручают очередную вещь исключительно из коммерческих целей, это органичное сотрудничество. Ему нравится Stussy и у него есть внушительная коллекция вещей этого бренда. Шону удалось построить международное сообщество энтузиастов, основная часть которых до сих пор оказывает влияние на индустрию. Все это случилось во времена, когда не было ни интернета, ни смартфонов.
Stussy – бренд с корнями в серфинге. Однако Шон никогда не высылал ничего серферам, особенно популярным. Он хотел, чтобы у бренда были лояльные представители, разделяющие его ценности. Серферы могли получить бесплатные вещи, а через месяц им приходит новая посылка от другой компании. Шон не хотел быть мимолетным явлением, существование которого зависит от постоянной шумихи. У него была преданная аудитория, которую он наработал благодаря своему искреннему отношению к делу. Он был не только одним из первых, кто представил формат типа Internatonal Stussy Tribe, он был мастером адаптации и переиначивания. На создание первой футболки бренда Шона вдохновила надпись у легенды скейтбординга Тони Альвы (это была роспись Альвы). Затем Стусси стал выпускать бейсболки и чиносы. У него отлично удавалось создавать новый культурный смысл логотипам других брендов, например Chanel или Rolex. Он придавал им обособленный нишевой и местами контркультурный характер. Но Шон не просто заимствовал, он также отдавал. Он создавал сообщество вовлеченных людей, для которых Stussy стал проводником в культуру. Однако бренд стремительно рос и стал выходить за рамки небольшой компании. «Когда там было 12-15 человек, это были все мои люди, –вспоминает Шон об офисе Stussy, – На складе очень громко играл регги. Это была культура единомышленников. Мои персонажи. Это были странные чудилы, но замечательные чудилы”. Но вместе с прогрессом компании все менялось. “Композиция семьи поменялась, – рассказывает Шон, – Динамика группы изменилась. Было 15-20 человек, а стало 50. Офис был наполнен людьми из разряда ‘что это за ребята’. Я приезжал из трехнедельного путешествия. Был, например ланч. ‘Что за фигня играет по радио?’ Это могло быть религиозное ток-шоу и все, как ни в чем не бывало, ели”.
Стусси и его бренд постепенно удалялись друг от друга. Он также начал сомневаться в своей роли, как руководителя. Например, Шон возвращался домой из путешествия с вдохновленным настроением, а в офисе новая команда спрорила с ним о новом видении бренда, утверждая, что Stussy должен развиваться, как хотят они и никак иначе. Шон перестал чувствовать дух единения и общего направления. Он считал, что новые идеи команды были слабыми и были преимущественно обусловлены коммерческим интересом. “Они хотели продавать больше в новом сезоне и еще больше в следующем, – рассказывает Шон, – Я,напротив, никогда не вкладывал деньги во что-то, если у меня их не было”. Но основной причиной ухода была семья. Stussy был ее частью. Шон ничуть не жалеет об этом, продолжает оставаться мечтателем и совсем не переживает из-за своей репутации “анонимности”. Для него персональная слава – побочный эффект бренда. Stussy продолжает благополучно существовать без его отца-основателя. Но, несмотря на распространенность, сегодня бренд старается сохранить ту честность и шарм, которую когда-то привнес Шон. Это уже другой Stussy, но корни и харизма навсегда принадлежат молодому любознательному серферу из Калифорнии.
Вещи Stussy слева направо: толстовка 6390 руб.,кружка 2990 руб., футболка 2990 руб., сумка 4390 руб.