На сегодняшний день многие родители сталкиваются с отсутствием у их детей какого-либо интереса к книгам и чтению как таковому. Здесь имеется ввиду и художественная литература, и литература учебная (что актуально для школьников).
Хотя польза чтения, в том числе еще в дошкольный период, очевидна: это и развитие памяти, и пополнение словарного запаса, и расширение кругозора, и так называемая интуитивная грамотность (когда не помня и не держа постоянно в голове правила правописания, ребенок чисто интуитивно пишет правильно, не делая орфографических и пунктуационных ошибок; в том, что такая интуитивная грамотность на самом деле существует, автор канала убедилась на собственном примере).
И все же не читают…И это грустно. Отчасти это связано с тем, что в современном мире на смену печатным книгам, бумажным изданиям пришли издания электронные, и редко теперь у кого дома можно увидеть богатую библиотеку (или хотя бы две-три книжные полочки). Наши дети, с самого раннего возраста привыкшие к смартфонам и планшетам, к сожалению, зачастую плохо себе представляют, что такое настоящая печатная книга, что такое перелистывать бумажные страницы, чувствовать запах типографской краски…
Однако это лишь поверхностный взгляд на проблему. На самом деле стоит взглянуть на этот вопрос глубже. В чем же основная причина подчас полного безразличия ребенка к литературе? Ответ прост: не читающие родители.
Очень часто родитель обращаются к психологам и педагогам с запросом, что вот, мол, не читает ребенок, и никак его не заставить. Что такое «заставить» ребенка читать – об этом разговор дальше. Но на встречный вопрос специалиста: «А Вы сами то часто берете в руки книгу? Любите читать?», можно услышать ответ: «А мне зачем читать, я уже свое отучилась».
Дело в том, что ребенок (касается это не только чтения, но и всех других областей научения и присваивания им опыта) ориентируется не на слова и наставления родителей («читать нужно», «а ну читай быстро!»), а на их собственное поведение. И если ребенок видит, что папа все свое свободное время просиживает за монитором компьютера, а мама часами болтает с подругой по телефону, то откуда же взяться желанию читать? Это как еще один очень распространенный пример из психологии подростков: ему говорят «курить нельзя, курить плохо, вредно для здоровья», а в это время отец в семье курит. Понятно, что у подростка в голове полная неразбериха: что это, двойные стандарты? Почему взрослому можно, а мне нельзя? Значит, не так уж это и вредно для здоровья, раз папа курит? И так далее.
Итак, интерес к чтению и книгам ребенку нужно прививать не словами, а собственным примером. Только так, и никак иначе. Редко когда у «читающих» родителей (или в семье, где хотя бы один из родителей любит читать) «не читающие» дети.
В идеале, конечно же, необходимо прививать любовь к чтению. Как это сделать – материал следующей статьи.
Продолжение здесь
Если эта статья была для вас полезна, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, дальше будет еще интересней!