Найти тему
Цирк Дзен

История великого русского цирка

Оглавление

«Цирк Дзен» изучает историю русского цирка, и пытается понять, на каком уровне находится цирковое искусство в современной России.

В 20 веке слово «Россия» стало почти синонимом слова «Цирк»: Советские артисты, воздушные гимнасты, клоуны и акробаты были известны на весь мир своим мастерством и своим артистизмом. Многочисленные выступления в США под громким названием «Московский цирк», принесли российскому цирку мировую славу и признание.

Скоморохи — первые циркачи России

И все же история крепкой связи между Россией и цирковым искусством началась с 11 века, с появления первых «Скоморохов».

Скоморохи — бродячие артисты, «люди оркестры», которые пели, танцевали, жонглировали, показывали фокусы и делали еще много чего, чтобы порадовать почтенную публику.
Выступление скомарохов с медведем
Выступление скомарохов с медведем

Позже скоморохи переместились с уличных странствий на свои первые подмостки. Они организовывали свои небольшие выступления на различных ярмарках и различных публичных торжествах. Там же стали зарождаться первые «стандарты» цирковых выступлений: силачи, поднимающие тяжелые гири, воздушные акробаты и гимнасты, ходящие на руках.

Первый русский цирк в Петербурге

Первые стационарные цирки, в виде обособленных зданий, стали появляться в России только во второй половине 19 века. В 1877 году, известный итальянский всадник Гаэтано Чинизелли, прославившийся на весь мир своими яркими конными выступлениями, открыл первый в России цирк, который расположился в Санкт-Петербурге.

Слева: Гаэтано Чинизелли; Справа: Зрительный зал Цирка Чинизелли. Коллаж сделан из фото на официальном сайте Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке
Слева: Гаэтано Чинизелли; Справа: Зрительный зал Цирка Чинизелли. Коллаж сделан из фото на официальном сайте Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке

Таким образом, форма уличные развлечения адаптировалась к вкусам русской аристократии: у нового цирка был королевский вид, его артисты носили дорогие костюмы, а программы выступлений печатались на шелке.

Советская цирковая школа: акробаты, укротители и клоуны

До революции 1917 года, все цирки страны были частными заведениями. После прихода большевиков к власти все цирки стали государственными. С одной стороны, это означало, что правительство получало доходы от всех цирковых представлений; с другой стороны, цирк получил сильную поддержку и начал развиваться не только как часть индустрии развлечений, но и как форма искусства.

Советские цирки начали активно путешествовать по миру после Второй мировой войны, и все, что было достигнуто в этой школе, по-прежнему цениться за рубежом, и вызывает настоящее восхищение. Во всем, что связано с акробатикой и трюками, представителям российской цирковой школы нет равных.

Выступление Советской укротительницы Ирины Бугримовой
Выступление Советской укротительницы Ирины Бугримовой

Советские клоуны

Зарубежные туры оказали большое влияние на российский цирк. Например, изначально клоуны в цирках были больше похожи на современных стендап-комиков. Советские клоуны работали в основном в разговорном жанре, что вызывало сложности в западных странах из-за языкового барьера. Это привело к тому, что на протяжении многих лет выступления клоуна становились все больше похожи на привычную всем пантомиму.

Однако внутри страны самым популярным клоуном был «говорящий клоун» Юрий Никулин. Образ привлекательного простака, который он создал, вскоре мигрировал в лучшие комедии советской эпохи. Успешная карьера в кино не помешала Никулину провести 50-летие Московского цирка на Цветном бульваре, возможно, самого известного в России цирка, который теперь носит его имя.

Выступление Юрия Никулина на арене Московского цирка на Цветном бульваре
Выступление Юрия Никулина на арене Московского цирка на Цветном бульваре

Современный российский цирк: зарубежные туры и совместные проекты

«Практически каждый из наших исполнителей может похвастаться тем, что уже видел половину мира, начиная с Европы и вплоть до Австралии»
Мария Денисенкова-Гарамова. Воздушная гимнастка цирка Юрия Никулина.

Российские исполнители пользуются большим спросом у зарубежных цирковых компаний.

По словам директора по связям с общественностью Екатерины Бушгенс, Цирк Дю Солей РУС, около 20-25% из 1.300-сильной труппы всемирно известного канадского цирка находятся в республиках бывшего Советского Союза, включая Россию.

Цирк Дю Солей впервые начал сотрудничать с российскими циркачами в 1990 году с шоу «Nouvelle Experience». Самым большим успехом, который был у русского артиста в Дю Солей, был скетч Славы Полунина «Шторм», созданный для шоу «Алегрия» в 1994 году.

На фото Слава Полунин — легендарный советский и российский клоун. Создатель знаменитого «Снежного шоу» Славы Полунина.
На фото Слава Полунин — легендарный советский и российский клоун. Создатель знаменитого «Снежного шоу» Славы Полунина.

Многие российские артисты также выступают в цирковых шоу в Лас-Вегасе.

Альтернативный цирк в России

Российские режиссеры цирка плотно заняты работой над созданием «альтернативного цирка», который объединил бы несколько различных форм искусства.

Одним из ярких примеров такого симбиоза разных жанров является «Московский антикварный цирк», созданный Еленой Польди, в котором сочетаются элементы цирка, театра, танца и шоу. Выступая на улицах города, ее артисты возвращают жителей Российских городов к традициям уличного цирка, который очень популярен в Европе.На

На фото: выступление «Московского антикварного цирка»
На фото: выступление «Московского антикварного цирка»

В Санкт-Петербурге, тем временем, существует специальный социальный проект под названием «Упсала-цирк». Созданный 18 лет назад, «Упсала-цирк» объединяет детей из групп социального риска, предлагая им жизнь художника и циркового артиста, как здоровую альтернативу жизни на улице. Их выступления сочетают акробатику, жонглирование, современный танец и пантомиму.

На фото: представление Петербургского цирка «Упсала Цирк».
На фото: представление Петербургского цирка «Упсала Цирк».