В 1613 году в городе Аму по-собачьи завыли и залаяли практически все женщины. И, похоже, не в первый раз. Это история о массовой истерии и безжалостном охотнике на ведьм
Аму - небольшое местечко на юго-западе Франции в 630 километрах от Парижа. Там сейчас живет только 1586 человек, а в Средние века население и вовсе было несколько сотен.
Поэтому, когда в городе разом по-собачьи завыли и залаяли 120 женщин, это превратилось в событие чуть ли не государственного масштаба. На дворе был 1613 год. Поэтому виновников, а вернее, виновниц, случившегося нашли быстро. Ведьмы, кто ж еще. Дело поручили расследовать авторитетному борцу с колдунами Пьеру де Рустеги, известному также как господин де Ланкр. Безжалостный охотник на ведьм отправил на костер не менее 600 человек.
Ланкр родился где-то между 1550 и 1560 годами в семье богатого винодела, получившего в последствии должность королевского чиновника. В 1608 году Генрих IV направил свежеиспеченного доктора права Ланкра расследовать дела ведьм в провинцию Па-де-Ламбур. Ланкр искренне считал, что там все 30 тысяч жителей заражены колдовством. Обвинительные и признательные показания он выбил из всех. У Ланкра даже пятилетние дети каялись в своем участии в шабаше. В 63 года Ланкр ушел на пенсию и написал несколько объемных трудов о колдовстве. Он стал одним из самых кровавых средневековых судей.
Оказалось, что город лаял уже не в первый раз, так как жители даже придумали название этому феномену: "болезнь Лэра". Скорее всего, это были приступы массовой истерии на почве безграничной жестокости происходящего вокруг.
Массовая истерия - это крайняя форма массового психоза. Пострадавшие практически не ощущают никаких физических симптомов, при этом становясь бесо- и звероодержимыми. Зафиксированы случаи эпидемий кликушества, неистовой пляски, судорог, икоты, тика и прочих не очень приятных штук. Механизм передачи массовой истерии пока непонятен, как и логика, по которой одни люди ей подвержены, а другие - нет.
Но откуда ж Ланкру это было знать. Он считал, что это все проделки дьявола и с ними надо бороться. Методы, в принципе, уже понятны. На допрос к Ланкру одной из первых вызвали жену некоего капитана. Она заявила, что страдает от болезни уже пару лет, с того времени, как ведьмы навели на нее порчу. При этом, когда на порог кабинета ступили "ведьмы", женщина разревелась и разразилась лаем. Ланкр рассудил: приступы лая усиливаются, когда рядом ведьмы. Значит надо ходить по улицам города и слушать, не залает ли где-то барышня. Если - да, то хватать каждого, кто шел мимо нее. Таким образом на костер отправились еще десятки ни в чем не повинных людей.
Кстати, это не единственный зафиксированный в Средневековье случай звероодержимости. В 1551 году как овцы заблеяли монахини во фландрийской обители святой Бригитты. Это длилось 10 лет. А в следующем году в Кинторпском аббатстве недалеко от Страсбурга монахини начали мяукать, как кошки.
В этих случаях также обвинили ведьм и сожгли на костре одну из тех, кого посчитали крайней. На девушку указали сами пострадавшие.