с.81
Расположение Плёса у крупнейшего Волжского торгового пути предопределило развитие города в качестве торгового центра. Причём торговлю с другими городами жители Плёса начи-
с.82
нают вести, судя по всему, сразу после постройки здесь в XII веке военной крепости. Не случайно в ходе раскопок в Плёсе находят обломки среднеазиатской и булгарской керамики. Развитие торговли требовало создания гавани, самым удобным местом для которой в Плёсе в XII-XVII веках стало устье р. Шохонки.
Наивысшего своего расцвета Плёс купеческий достигает к 30-м гг. XIX века, когда торговля лесом, хлебом и льняными тканями набирает большие обороты. Лес, заготовленный в Буйском уезде Костромской губернии, продавали перегоняя его плотами (плоты ставились за пределами города: за домом Частухина и у ручья Гремячка) или в виде дров. В 1857 году, например, заготавливалось до 700 саженей в год по цене 2 руб. – за сажень березовых, 1 руб. 80 коп. – за сажень сосновых и 1 руб.50 коп. – за сажень еловых [1]. Торговлю лесом вели купеческие семьи Шемякиных, Иконниковых, Грошевых, Фомичевых [2].
[1] Иван Меркурьевич Волгин – отставной военный фельдшер, фотограф-любитель.
Но наибольшие доходы давала торговля хлебом, привозимым из низовых губерний. Объёмы этой торговли были велики. Из книги «Нерехта и Нерехотский уезд» мы узнаём, что в 1857 году в Плес было привезено до 100000 пудов ржи, до 15000 кулей муки, до 5000 четвертей пшена. Далее хлеб переправлялся водой в Рыбинск и в Петербург, а гужевым транспортом – в Иваново. На тот же год упоминается в Плёсе две грузовые пристани: одна хлебная, куда приставали суда с хлебом, крупой, горохом и т.п., другая – для судов с материалами для хлопчатобумажного производства (привозимые из низовых городов, они отправлялись в г. Шую, с. Иваново и другие места, где работали фабрики) [3]. Отсюда же вывозились на Нижегородскую ярмарку готовые бумажные ткани. Торговлю текстилем ведут купцы Частухины, Грошевы, Аверины. По сведениям Я. Крживоблоцкого, на плёсских грузовых пристанях разгружалось ежегодно до 100 судов на сумму 146000 руб. серебром[4]. Для перевозки хлеба плёсские купцы использовали собственные суда. Так, в том же 1857 году в Плёсе упоминается 8 судовладельцев. Их суда поднимали от 12 до 28 тысяч пудов каждое. Работали на них от 25 до 40 человек на каждом. Даже некоторые из мещан имели тихвинки, в которые помещалось клади от 3 до 7 тысяч пудов, и на которых работали от 12 до 28 человек на каждой [5]. Свои суда для перевозки хлеба имели купцы Соболевы, Синицыны, Подгорновы, Скороходовы,
с.83
Частухины [6], известными зерноторговцами были Шемякины. Иван Васильевич Чередилов, например, по сведениям на 1908 г., владел пароходами «Иван Сусанин» и «Кострома», а также четырьмя баржами [7].
До проведения железной дороги от Иваново-Вознесенска до Кинешмы Плес был основным портом на Волге для Иваново-Шуйского промышленного района. После постройки железной дороги транзитная торговля в Плесе пришла в упадок. Многим купцам-зерноторговцам пришлось переехать в Кинешму или, хотя бы, перевести туда свое дело. Были, правда, проекты построить железную дорогу до Плеса к 1910 г. – времени празднования 500-летия города со дня основания второй плёсской крепости, но им не суждено было осуществиться. Зато местная торговля успешно развивалась на фоне всё более оживленной летней дачной жизни города.
На рубеже XIX-XX веков купцы вложили много средств в благоустройство Плеса, в том числе набережной. На деньги Г.К. Горбунова и В.Ф. Дороднова был устроен дренаж, замощены улицы, ремонтировались береговые обрубы. Г.К. Горбунов оплатил строительство в 1907-1908 гг. каменного моста через Шохонку и ледорезов на Волге. Ледорезы были установлены: одни – напротив трактира Н. Векшина, другие – выше устья р. Шохонки. Они защищали от весеннего ледохода стоявшие за ними на зимовке суда. Т.о. в начале XX века плёсская гавань была расширена, и, кроме устья р. Шохонки, небольшие суда могли зимовать в Плесе еще и в затоне напротив магазина Бакакина.
С появлением пассажирских перевозок по Волге в Плесе появляются пароходные пристани. Именно на пароходе попадают в Плес в 1870 г. И.Е. Репин и Ф.А. Васильев. И.Е. Репин в своей книге «Далекое близкое» пишет: «Мы пыхтим в верховье Волги и подъезжаем еще только к Плесам. Была уже ночь, лунная, теплая, летняя. С Васильевым мы как-то спелись, быстро узнавали, долго ли стоит на пристани пароход, и сейчас же на берег, наверх, подальше, места смотреть.
Луна, как и искусство, очаровывает нас, обобщая формы, выбрасывая подробные детали. Много подробностей берет она в тени, много предметов заливает она своим серебряным светом, и вот, может быть, самые пошлые днём места теперь кажутся не-
с.84
обыкновенно таинственными. Был уже второй час ночи; мирные обыватели спали с открытыми окнами; густые группы сирени пластично стояли в неподвижности и поили ароматом садики, спускавшиеся террасами к Волге. Еще какие-то цветущие фруктовые деревья, а это – розы. И соловьи, соловьи».
Ф.А. Васильев, забывший свой альбом для набросков на пароходе, быстро зарисовал выступ садика над обрывом в альбоме И.Е.Репина.
И.Е.Репин пишет далее: «После этого наброска на Васильева нашло какое-то вдохновение, та истинная поэзия чувства, которая даже не поддается никаким словам. Она выливалась у него в какой-то импровизация, это было стихотворение в прозе, мелодекламация, под звуки соловьев и лай собак вдали, о необозримом мире людей, погруженных в грёзы сна… Его настроение передалось и мне, и я почувствовал, что мы будто летим над всем раскинувшимся и исчезающим под нами луговым пространством широкой Волги….».[8]
Волжским путем впервые попадают сюда в 1888 г. И.И. Левитан, С.П. Кувшинникова и А.С. Степанов. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях С.П. Кувшинникова: «Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге, но все как-то не тянуло нигде пристать… Наконец добрались до Плёса, и он сразу нас обворожил. Мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим»[9].
В воспоминаниях Л.П. Смирнова, краеведа, брата писателя Н.П. Смирнова, мы находим следующее описание плесских пароходных пристаней: «В начале нашего века [XX века – от автора] в Плёсе было всегда по нескольку пароходных пристаней, у каждого пароходного общества своя. Уже примерно с 1911 г. я сам хорошо помню эти пристани. Они были обычно одноэтажными; устанавливались они на время навигации. Зимой пристань общества «Русь» оставалась в Плёсе, в так называемой гавани (пространство за ледорезами). Эта пристань принадлежала плёсскому жителю Шемякину Николаю Александровичу. Общество платило
с. 85
ему арендную плату за пристань, он же и заведывал ею. Остальные о-ва, кажется, уводили свои пристани в ближайшие затоны.
Свои пристани в Плесе имели о-ва «Самолёт», «По Волге», «Кавказ и Меркурий», а до 1913 г. и о-во Кашиной.
Места для пристаней о-ва ежегодно брали с торгов у города через городскую Управу.
До 1911 г. «самолётская» пристань обычно располагалась напротив ручейка, вытекавшего из «Хренова» оврага. (Ручеек этот течет и сейчас, пересекая бывшую Нижнюю улицу недалеко от начала территории Дома творчества ВТО). Ниже по течению была пристань Кашиной, кажется, напротив проулка, ведущего с Нижней улицы на Верхнюю. Обычно в Плесе ежегодно ставились четыре пристани, но были года, когда их было пять. Так в 1911 и 1912 гг., когда Кашина продала часть своих пароходов о-ву «Кавказ и Меркурий» в Плесе стояло пять пристаней. До этого времени «Кавказ и Меркурий» обслуживал линии от Нижнего до Астрахани, а с 1911 г. его пароходы стали ходить и до Рыбинска.
До 1911 г. напротив базара (напротив теперешнего зала кинотеатра) была пристань общества «По Волге». Позже это о-во ставило пристань выше по течению. О-во «Кавказ и Меркурий» в 1911-12 гг. ставило пристань напротив дома Частухиных (иногда этот дом называли домом Философовой).
После 1911 г. я хорошо помню, что пристани располагались уже в таком порядке: «Самолёт» напротив базара, на месте о-ва «По Волге»; на бывшем месте самолётской пристани ставилась пристань о-ва «Русь». Между пристанью Кашиной и «Русью» размещалось о-во «По Волге». После ликвидации о-ва Кашиной «Кавказ и Меркурий» переместил свою пристань на место пристани Кашиной.
По одному-два года стояли иногда пристани и других обществ. Так в 1906 году была в Плесе пристань Любимова, в каком-то году была и пристань о-ва «Надежда».
На каждой пристани был заведующий, кассир, матросы. Каждая пристань обязательно имела свои помещения для пассажиров, для багажа и груза (а багажа и груза пароходы перевозили тогда немало)»[10].
И.Ф. Тюменев в путевых набросках «От Ярославля до Нижнего» делится своими впечатлениями: «На пристани бабы
с.86
продавали скатерти, салфетки, полотенца и прочие мануфактурные изделия местного производства. Торговля с пассажирами шла довольно бойко, но пароходные свистки скоро нарушили коммерцию. Трап был принят. Колеса пришли в движение, и картина симпатичного городка вскоре осталась позади»[11].
По воспоминаниям Л.П. Смирнова, в начале XX века «ежедневно проходило и приставало в Плёсе: 3 парохода сверху и 3 снизу общества «Самолет», один сверху и один снизу общества «По Волге», 2 парохода сверху и 2 снизу пароходства М.К. Кашиной (в 1911 году частично, а с 1916 г. полностью проданными обществу «Кавказ и Меркурий» и, наконец, 1 пароход снизу и один сверху о-ва «Русь». Всего за сутки было 7 пассажирских пароходов сверху и 7 снизу. В летние месяцы все пароходы были заполнены в нижнем и верхнем этажах. Пароходы начинали рейсы сразу по открытии навигации и продолжали их до появления льда на реке»[12].
Неоднократно мимо Плеса проплывали «Венценосные Путешественники», а в августе 1866 года в Плёсе останавливались наследник Александр Александрович с «Августейшим братом Своим Великим Князем Владимиром Александровичем»[13]. Вот как описаны эти события в «Костромском календаре на 1895 год»: «По прибытии на пристань, Их Высочества, удостоив нескольких милостивых слов, сказанных губернатору, губернскому предводителю дворянства, градскому голове и некоторым другим лицам, в 8 ½ часов утра на пароходе «Поспешный» изволили отправиться из Костромы. На пути в Нижний Новгород Их Высочества изволили останавливаться в гг. Плёсе, Кинешме, Юрьевце и Пучеже»[14].
Во второй раз Александр III осчастливил своим посещением гор. Кострому и Костромское Поволжье в июле 1881 г. с Гос. Императрицею Мариею Феодоровною, цесаревичем Николаем Александровичем и Велик. Князьями Георгием и Алексеем Александровичами. «Венценосные Путешественники следовали из Нижнего Новгорода вверх по Волге на пароходе «Отважный». В 7-м часу (утра 22 июня) пароход «Отважный» прошел мимо посада Плёса. Его Величество Государь Император милостиво изволил принять хлеб соль от жителей»[15].
с. 88
19-20 мая 1913 года состоялось новое путешествие царственных особ по Волге, приуроченное к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых. «Ранним утром 18 мая ИМПЕРАТОРСКАЯ флотилия, в составе: казенных пароходов «Межень» и «Стрежень», общества Самолет «Царь Михаил Феодорович» и «Александр Благословенный» и нескольких посыльных паровых катеров, вступила в пределы Костромской губернии»[16].
«Прибрежные населенные места на пути следования ВЫСОЧАЙШЕЙ ФЛОТИЛИИ, в особенности г. Плес, местными жителями были украшены национальными флагами, цветами, арками, гирляндами зелени и т. п., причем местное духовенство совместно с жителями встречало ВЫСОЧАЙШИХ особ возле арок с крестом и в полном облачении. В г. Плесе, после проследования ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, был отслужен местным духовенством в соборе благодарственный Господу Богу молебен о благополучном путешествии ВЫСОЧАЙШИХ Особ»[17].
После свершения Октябрьской революции, а именно зимой 1918 года, плесская гавань становится местом зимовки военного корабля с революционными матросами. И это событие становится началом «настоящего» установления советской власти в Плесе. Но это уже совсем иная история.
* Ф-285. Фото. Волгина. Плес. Гостиница с кучерами Г.Г. Великанова. октябрь 1868 г.
Фотобумага, сепия. 22,5х45 см
** Ф-125. Фотооткрытка. Н.А. Давидович - Нащинский, г. Плес. Пароход на Волге, № 31. Н. ХХ в. Бумага, сепия. 8,7х13,8 см
*** Ф-44. Фотооткрытка. Плес, № 88. Начало ХХ века. Бумага, печать. 14х8,6 см
**** Ф-69. Фотооткрытка, г. Плес. С Воскресенской горы, № 122. Начало ХХ в. Бумага, сепия. 9х14 см
***** Ф-93. Фотооткрытка, г. Плес. Вид с Соборной горы. Начало ХХ в. Фотобумага, фотопечать цветная. 8,9х13,8 см
****** Ф-41 Фотооткрытка. Плес, № 85. Начало ХХ века. Бумага, печать. 14х8,6 см
******* Ф-107. Фотооткрытка. Дмитриев М. "Жуковский". Пароход. № 549. 1911. Бумага, сепия. 9х14 см
******** Ф-36. Фотооткрытка. Плес, № 92. Начало ХХ века. Бумага, печать. 14х8,6 см
********* Ф-75. Фотооткрытка, г. Плес. Отход почтового парохода, № 151. Бумага, сепия. 8,6х14 см
[1] Нерехотский уезд в 1857 году. Кострома. 1872. С.7.
[2] Ойнас Д.Б. Плёсское купечество в конце XVIII-начале ХХ века//АИО ПГИАХМЗ. Ф.1.Оп.1. Д.43. С.5.
[3] Нерехотский уезд в1857 году. Кострома. С.7-8.
[4] Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Костромская губерния. СПб. 1861.С. 417.
[5] Нерехотский уезд в 1857 году. Кострома. 1872. С.7.
[6] Ойнас Д.Б. Плёсское купечество в конце XVIII-начале ХХ века//АИО ПГИАХМЗ. Ф.1.Оп.1. Д.43. С.5.
[7] Там же. С.5.
[8] Репин И.Е. Далекое близкое. Л. 1986. С. 227.
[9] Глаголь С. и Грабарь И. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. М. 1913. С.47-48.
[10] Смирнов Л.П. Плёс. К истории города// Архив ПГИАХМЗ. Ф. 10. Оп. 12. С. 241-242.
[11] Тюменев И.Ф. От Ярославля до Нижнего. Путевые наброски//Исторический вестник. 1906. Сентябрь. С. 966-967.
[12] Смирнов Л.П. Пояснения к плёсским открыткам//АИО ПГИАХЗМ. Ф. 3. О. 1. Д. 15. Л. 1.
[13] Костромской календарь на 1895 г. Кострома. 1895. С. 153.
[14] Там же. С. 153.
[15] Там же. С. 155-156.
[16] Празднование трёхсотлетия царствования Дома Романовых в Костромской губернии 19-20 мая 1913 года. Кострома. 1914. С.23.
[17] Там же. С. 28.