Иногда для того, чтобы сделать крутое изобретение, надо жениться. И это совсем не преувеличение, что можно легко увидеть, посмотрев на шведского инженера Гидеона Сундбека.
Родился Гидеон в маленьком городке Эдестугу в семье фермеров и с детства любил мастерить разные штуки. В те времена в Швеции с образованием было не то, чтобы сложно, но как-то никак. Поэтому заботливые родители сначала отправляют его на учебу в Германию, а стоило ему окончить ее, так переезжают в Америку в 1905 году.
Где-то в это же время в США мается и страдает фабрикант Уиткомб Джадсон. Помимо всех прочих своих бизнесов, есть у него производство перспективных застежек для обуви. Они выглядели как два ряда идентичных крючков и ячеек, быстро цепляющихся между собой. В конце 19 века дело дошло до массового производства, но технология была сырая, а местные ковбои слишком энергичными — на Джадсона посыпались рекламации, которые привели к остановке как продаж, так и каких-то дальнейших доработок.
И вот Джадсон не знает что с этим всем делать, а одним из его партнеров является еще один выходец из Швеции Питер Аронссон. У последнего есть красавица-дочка Эльвира, которая ведет активную социальную жизнь. Тогда это означает вечера, театры, встречи. В том числе и среди шведской диаспоры. Так она знакомится с Гидеоном, слово за слово и вот уже молодые отправляются за благословением к Питеру Аронссону. Есть байка, что тот захотел проверить потенциального зятя и дал ему задачу… нет, не молодильные яблоки найти, а дать свои предложения по улучшению злополучной застежки, изводившей его партнера.
Скорее всего, это лишь байка, потому что даты немного нестыкуются, однако факт есть факт. Сундбэк крутит-вертит застежку в руках и… разрабатывает ее версию за номером 2.0. Он убирает крючки, а вместо этого использует зубчики с углублением снизу и небольшим коническим выступом сверху. Надежность новой застежки потрясающая, а внедрить в производство ее оказалось достаточно просто.
Правда, куда сложнее оказалось начать застежку продавать. Мануфактурщики тех лет имели длинную память и экспериментировать не хотели, но помог случай… и Первая мировая война. Джадсон сумел впарить свои застежки поставщикам табака, которые начали использовать их в мешках для перевозки. Это доказало надежность застежек, а когда началась война, армия США и Канады начала комплектовать свои артиллерийские расчеты чехлами для орудий с застежками-молниями. И именно это популяризовало идею. По окончании войны остатки запасов застежек начинают по дешевке раскупать производители одежды и аксессуаров. В частности, компания Hermes покупает патент на производство сумок в Париже, за ней потянулся и модный дом Chanel… И это был успех.
А что же Гидеон Сундбек? А у него было все хорошо. Женился на Эльвире он в 1909 году и это был счастливый брак. Молодой инженер быстро пошел в гору и быстро дорос до президента компании по производству застежек. Ну а патент на доработанную версию застежки-молнии он получил 29 апреля 1913 года.