Найти в Дзене
Свете Тихий

«Россия – не Украина» О психологии европодлости

Украина хочет создать человека как «экономического животного», озабоченного одной лишь материальной выгодой. Сторонники интеграции Украины с Россией всегда использовали нравственные аргументы, справедливо отмечая, что уже сам факт «разрезания по живому» двух родственных народов является низостью, независимо от каких-либо экономических выгод, если бы даже таковые и существовали в реальности. Сторонники ассоциации Украины с ЕС лишь имитировали мораль, упоминая некие «европейский ценности». Однако если внимательно посмотреть на эту «священную корову» – так называемые «европейские ценности» – то сразу же обнаруживается, что за этим весьма замусоленным словосочетанием не стоит ничего, кроме все того же ненасытного стремления к корыстному «комфорту» любой ценой, к удовлетворению жадности «экономического человека». Поэтому само слово «ценности» на самом деле здесь вообще неуместно и употребляется лишь в качестве «фигового листка» человеческого эгоизма.

Однако парадокс ситуации состоит в том, что при постоянном «заземлении» дискуссии на экономику, изначальное размежевание сторон, скрытое от поверхностного взгляда, лежит именно в этой, ценностной сфере. За «выбором» якобы между ЕС и Россией в действительности лежит выбор между двумя разными типами миропонимания и отношения к жизни. Поэтому здесь противостоят не аргументы, но разные нравственные типы людей.

Начнем с первого из этих типов – того, который ныне в очередной раз исполнен радужных надежд на «вхождение в Европу» и еще не успел разочароваться, как это с ним неизменно случается. Что он из себя представляет? Главная черта этого типа, определяющая и все остальное (но в которой он сам, естественно, никогда не признается) – это психология абсолютной зависимости от Европы и своего полного ничтожества без нее. Из «Европы» должно прийти все – «инвестиции», «технологии», «стандарты» и т.д. Комизм ситуации состоит в том, что те же самые люди, которые делают священный идол из независимости Украины, при этом одновременно хотят быть абсолютно зависимыми от других – в данном случае от Европы. Но может быть тогда вместо дня Независимости следует отмечать «день Зависимости»? Так, по крайне мере, будет честнее. Если же обратиться к реальности всерьез, то следует напомнить, что в СССР Украина была не только полноправной частью большого государства, но и во многом частью весьма привилегированной, а отнюдь не «колонией». В СССР вообще не было «колоний» – здесь все «зависели» от всех в равной степени. Поэтому зависимость от Европы – совсем не такая, как была в СССР. Здесь Украина уже не будет привилегированной равноправной частью большой страны, как это было в СССР, но только лишь отсталой сырьевой периферией, полностью контролируемой извне. Европа – это такая цивилизация, где все определяется экономической корыстью, лишь прикрытой фиговым листком демагогии о неких «ценностях». Но таков типаж украинского «евроинтегратора», и никакая, даже самая очевидная реальность его не переубеждает.

Второй тип основан на прямо противоположной психологической черте – стремлении к «самостоянию» (А. С. Пушкин). Для него ожидания подачек от кого-либо и тупое перенимание чужих образцов жизни совершенно неприемлемо. Неприемлемо и «европейское» отношение к жизни – корыстное стремление к «комфорту» и удовлетворению всех прихотей своей гордыни. Ему нужна другая цивилизация. И Россия, и страны, объединяющиеся вокруг нее, делают это не только ради возможностей самостоятельного экономического развития, которое было бы совершенно невозможным под пятой ЕС. Есть в этом объединении и более высокая и важная цель – это именно сохранение пространства другой цивилизации, в которой «комфорт» и гордыня, превращающие человеческое общество в Содом, отнюдь не являются высшими ценностями. Естественно, своего «содома» везде хватает, но есть самая принципиальная разница в том, объявляется ли он высшим достижением «прогресса», или же нравственной заразой, которой следует противостоять. Россия – это последняя из стран христианского мира, которая еще противостоит Содому Запада. В России и близких ей странах сохраняется публичное пространство, в котором еще можно отстаивать подлинные человеческие ценности, пространство, свободное от уже откровенно тоталитарной диктатуры евро-американской «политкорректности». Здесь еще возможно называть вещи своими подлинными именами. Например, войну Запада против Сирии руками наемников с целью фактического уничтожения этой страны, а не повторять подлейшую ложь о том, что это якобы «война Башара Асада против собственного народа», как это вдалбливают в голову западному обывателю глобальные СМИ, и он им наивно верит. Или, например, узаконивание так называемых «однополых браков» здесь еще можно назвать его подлинным именем – пропагандой содомского греха с целью уничтожения семьи и окончательного нравственного разложения общества. В странах тоталитарной «политкорректности» за такую правду вас, конечно, не посадят – в этом уже нет необходимости, есть метод более эффективный: просто сделают социальным изгоем, которому уже никогда не работать ни в журналистике, ни в сфере образования, и вообще ни в каком месте, где делают «карьеру».

Эта внутренняя духовная свобода является и психологической основой для происходящего экономического возрождения России, которое стало возможным потому, что там не ожидают, когда придет со стороны «хозяин» (Европа), и все за нас и для нас сделает. В 1990-е годы там народ понял, что этот хозяин с нами делает, и самостоятельно сделал правильные выводы. А на Украине почти никто ничего не понял, и продолжают верить в розовые мифы времен «перестройки» о «цивилизованных» странах, которые якобы только о том и думают, как бы осчастливить всех остальных.

Существует большой контраст настроения основной массы людей в России и Украине, который хорошо чувствуется, если только сознательно не закрывать на него глаза. Приезжая в Россию, словно попадаешь в атмосферу большой стройки: во всем чувствуется большая энергия, уверенность в своих силах, большое доверие и открытость между людьми, во всех сферах жизни, за редкими исключениями, сразу видны постоянные улучшения. Возвращаясь в Украину, словно попадаешь со стройки в приют для инвалидов: здесь во всем чувствуется депрессия, неспособность и нежелание что-либо делать, тотальное приспособленчество, подозрительность и поза вечной обиженности. Но ведь ничего другого в сырьевой колонии Европы и быть не может.

Именно здесь, по этой разделительной черте подлинных и мнимых ценностей, по способности и неспособности к самостоятельному развитию – и проходит раскол нашего общества и разгораются дискуссии по разным частным поводам. Поводы меняются, но суть останется неизменной. И пока существует эта черта, никто не сможет превратить нас в «навоз» цивилизации для других.

Виталий Даренский

Подписывайтесь на наш канал