Найти тему

Неужели древние воины действительно шли на битву в крылатых шлемах?

Крылатый шлем часто встречается в мифологии, а также в истории. В мифологии такие шлемы ассоциируются с греческим богом Гермесом (у римлян Меркурий), а также с норвежскими богами. Исторически, крылатый шлем часто ассоциируется с кельтами и викингами, хотя и ошибочно. В каждую эпоху народы использовали всяческие варианты крылатого шлема.

Крылатый шлем в греческой и римской мифологии

В мифологии крылатый шлем, пожалуй, наиболее часто ассоциируется с греческим богом Гермесом и его римским коллегой Меркурием. Греки и римляне верили, что он был миссионером и посланником богов. Будучи таковым, Гермесу необходимо было быстро перемещаться из одного места в другое. Чтобы этого добиться, у Гермеса была пара крылатых сандалий, которые, как говорят, сделал сам Гефест, используя нетленное золото. Статус Гермеса как путешественника еще больше усиливает шляпа, которую он носит: либо шляпа путешественника с широкими полями, известная как петасо, либо шляпа с крыльями.

Гермес в крылатой шляпе уносит Пандору с Олимпа. (Дизайн медали Джон Флаксман)
Гермес в крылатой шляпе уносит Пандору с Олимпа. (Дизайн медали Джон Флаксман)

Крылатые шлемы норвежских богов

Помимо Гермеса и Меркурия, в крылатых шлемах изображали также норвежских богов. В подобных шлемах часто рисуют таких богов, как Один и Тор. Кроме того, валькирий (существ, которые выбирали и приносили поверженных на поле битвы в Валгаллу) также обычно представляли в крылатых шлемах. Однако можно сказать, что за изображение скандинавских мифологических персонажей в крылатых шлемах можно благодарить художников эпохи романтизма.

Яркая фантазия художников романтизма повлияла не только на художественное изображение норвежских богов , но и на образ реальных, исторических воинов - викингов. Сегодня люди зачастую представляют, что викинги носили крылатые шлемы (рогатые шлемы - еще одно популярное, хотя и не менее ошибочное, представление). Это заблуждение распространяется также и на кельтов: мультипликационный персонаж Астерикс является самым известным тому примером. В некотором смысле крылатый шлем стал символом "северных варваров".

Шлем Тора в секции Марвел на КомикКоне в Сан-Диего.
Шлем Тора в секции Марвел на КомикКоне в Сан-Диего.

Так действительно ли воины носили крылатые шлемы?

Несмотря на все эти представления в искусстве, археологических доказательств для поддержки воображения художников романтизма практически нет. Например, до сих пор никто не обнаружил настоящий крылатый шлем, каким мы его себе представляем, ни у викингов, ни у кельтов. Высказали предположение, что образ северных варваров в крылатых шлемах взят из древнегреческих и римских летописей. Например, говорят, что кельтские священники использовали крылатые шлемы во время некоторых религиозных церемоний. Тем не менее, воины подобные головные уборы в бою не носили, поскольку те были громоздкими и стали бы скорее обузой, чем пользой.

3-й век до нашей эры. Кельтский крылатый шлем из Румынии.
3-й век до нашей эры. Кельтский крылатый шлем из Румынии.

Как бы то ни было, один пример крылатого шлема из мира древних кельтов имеется. Его нашли в Румынии и датировали 3-м веком до нашей эры. Этот "крылатый шлем" в действительности типичный шлем Монтефортино с птицей, возможно, орлом или вороном, установленной на вершине в качестве гребня. Изобретательная конструкция позволила крыльям птицы хлопать вверх и вниз по мере движения ее владельца. Однако неясно, одевали ли этот шлем на поле боя или использовали в невоенном контексте, т. е. в качестве символа статуса или для определенных церемоний. Другой пример крылатого шлема – аттический шлем 4-го века из Южной Италии, у которого есть два небольших крыла по бокам. Считается, что этот шлем использовали в церемониальных целях.

Греческий шлем, изготовленный в южной Италии 300-350 лет до нашей эры. Замысловатое украшение на шлеме предполагает, что предназначался он сугубо для церемоний, а не для боя.
Греческий шлем, изготовленный в южной Италии 300-350 лет до нашей эры. Замысловатое украшение на шлеме предполагает, что предназначался он сугубо для церемоний, а не для боя.
Великий шлем с украшениями, принадлежавший Альберту Пранху, Австрия, XIV век.
Великий шлем с украшениями, принадлежавший Альберту Пранху, Австрия, XIV век.

Наконец, можно сказать, что крылатый шлем принадлежал не только древним мирам, но также средневековью, в частности тевтонскому королевству. Известно, что рыцари Тевтонского ордена использовали шлем, который называли "великим", а народное воображение добавляло к этому головному убору либо рога, либо крылья. Однако, также маловероятно, что такие шлемы использовали в бою. Примером средневекового "великого" шлема с крыльями является экземпляр, принадлежавший австрийскому семейству фон Пранх и выполнявший функцию "похоронного шлема" при соответствующих ритуалах.

По материалам Ancient Origins | Перевод: dead-ared