Думаю, большинство из вас так или иначе знакомо с мифами как Троянского, так и Критского цикла: Тесей и Ариадна, Минотавр и лабиринт, Дедал и Икар, поэтому пересказывать их не буду. Но скажу вот о чём — я глубоко убеждена в том, что миф — это уникальная форма выражения каких-то очень важных, фундаментальных знаний, прожитых и обретенных определенными народами еще в дописьменное время. Именно в мифе с особенной ясностью кристаллизуются важнейшие архетипы, представления о том, что есть человек, мир, Бог, добро и зло, и потому мифология до сих пор продолжает подпитывать культуру и литературу в частности.
Троя и критский мифологический цикл
Упоминания о Крите, его древних обитателях, богах и героях встречаются в произведениях многих античных писателей. Наиболее интересные сведения содержатся в дошедших до нас гомеровских поэмах и гимнах, в сочинениях Гесиода, Геродота, Фукидида, Платона, Аристотеля, Аполлодора, Диодора Сицилийского, Плутарха и Павсания, в схолиях к некоторым произведениям эллинских писателей и поэтов, а также в трудах лексикографов позднеантичного и византийского времени.
Крепкостенная Троя, гомеровский Илион, видимо, если не была основана минойцами, то долгое время испытывала сильное влияние крито-микенской цивилизации. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o. Троя II (2600—2300 гг. до н. э.) возникает в одно время с критскими дворцами. Это высокоразвитое укреплённое поселение, в культурном слое которого в 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил знаменитый «клад Приама», который состоял из многочисленного оружия, медных изделий, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит.
Вы же помните, что всегда можно пойти в Пушкинский и рассмотреть некоторые илионские артефакты во всей красе? Орнаменты, в том числе спиральные, на заколках и браслетах, бронзовый антропоморфный идол, каменные топоры… есть над чем поразмыслить.
Что на сей счет говорит нам мифологическое наследие? Судя по всему, здесь, как и на островах Эгейского моря, возникли опорные пункты критян-минойцев, носившие характерное название Миноя. Существовало предание о племени тевкров, переселившемся в Троаду с Крита, согласно которому и название горы Иды было принесено критянами с их родного острова.
Вариантом того же предания является, несомненно, миф о Дардане, брате критского героя (или, точнее, божества — супруга Деметры) Ясиона. Дардан с Крита пришел в область на восточном берегу Геллеспонта, основал там город Дардан, или Дарданию, и от его брака с дочерью местного властителя Тевкра, сына Иды, произошел прославленный род троянских царей, а вся страна, будущая Троада, стала называться по его имени Дарданией. Сам же предшественник и тесть Дардана, Тевкр — царь-эпоним тевкров, также считался пришельцем с Крита.
Эпонимной героиней города Арисбы в Троаде считалась дочь Тевкра и жена Дардана, критянка Арисба. Еще один критянин Тимбр основал, по преданию, город Тимбру южнее Трои. Среди городов Троады известен Скирос, владыкой которого был Энией, внук Миноса. Эпонимом-основателем другого города в Троаде — Пария традиция называла Пария, сына критского героя.
Сходство троадской и критской топонимии, на которое обращали внимание еще в древности, является весьма серьезным подтверждением факта минойской колонизации этого района малоазийского побережья. Так Страбон указывал на ряд полностью идентичных топонимов в Троаде и на Крите: Ида, Дикта, Питна и Самоний. Укрепленная цитадель Трои, основанной царями — выходцами с Крита, называлась, как известно, Пергам и то же имя носил древний критский город.