Рассказываем о боевых машинах, участвующих в Параде Победы. И сравниваем современный российский «Тигр» c постаревшим американским Hummer’ом.
9 мая по улицам Екатеринбурга парадным строем покатит боевая техника. Традиционное военное шествие в этом году будет состоять только из современных образцов,поэтому мы решили рассказать немного об этих машинах и их звездно-полосатых аналогах — ведь строились они для того, чтобы доминировать.
В самом конце 70-х годов минувшего века бравые американские морпехи достали свое начальство нытьем. Им и другим носителям М16 страсть как хотелось получить убер-автомобиль взамен осточертевших джипов. Чтобы был очень проходимый,чтобы на крышу можно поставить какую-нибудь стрелялку, и чтобы все враги офигевали от его брутального вида. Военное начальство провело несколько кастингов, по итогам которых на роль супер-джипа была выбрана машина с непроизносимым названием HMMWV. Сломав пару тысяч языков, американские вояки стали звать машину «Хамви».
Это очень хитрая машина. Ее ширина стремится сравняться с длинной, и потому со стороны кажется, что в «Хамви» должны находиться десяток морпехов и несколько кулеров с холодной колой. Это не так. Конструкторы пошли на хитрость — часть двигателя и коробку передач поместили не под капотом, а прямо в салоне убер-джипа, в специальном коробе между водительским и пассажирским сиденьями, который плавно переходит в багажный отсек.
Ширина «Хамви» породила легенду о том, что убер-джип способен шлепать по болотам и чуть ли не зыбучим пескам — большая площадь давления на грунт и все такое. Но на самом деле, машину сделали такой, чтобы она могла ехать за танком по его колее. Для болот и песков «Хамви» тяжеловат.
Поступивший в войска в 1985 году, новый автомобиль быстро полюбился голливудским режиссерам. Киноэкраны заполонили кадры, где героические герои геройски гоняют на «Хамвиках» под огнем десятков пулеметов, гранатометов и вообще всего,что стреляет. Поскольку американские солдатики тоже котируют голливудские боевики и иногда принимаются подражать их героям, производителям пришлось навесить на некоторые версии машин немного брони. Кроме того, осознав, что в мощный убер-джип много пехоты не засунуть, вояки принялись ставить на «Хамви» всевозможные полезные девайсы — от противотанковых ракетных установок до полевых кухонь с холодильником и стереосистемой.
Голливудская слава дала и другой эффект — поскольку угловатая внешность «Хамви» добавляла +100 к брутальности, толпы мужиков по всему миру забегали в поисках дилера, готового продать им это чудо-юдо. Быстро ориентирующиеся на местности американские автоконцерны потерли руки в предвкушении прибыли и запустили на рынок гражданскую версию «Хамви» под названием Hummer (англ. «молоток» — прим. ред.). Именно это имя гражданской, невооруженной и небронированной, но чуть более комфортной версии армейского автомобиля и прижилось в мире.
Однако голливудским фильмам покорны почти все страны. Вот и в Объединенных Арабских Эмиратах насмотревшиеся на киногеройства «Хамви» шейхи захотели себе такой же супер-автомобиль. Только лучше — чтоб можно было ездить на нем с гаремом и вообще. Какой кальян они курили, когда заказывали его разработку компании «ГАЗ», история умалчивает,но результатом встречи арабских заказчиков с российскими автоделами стало зачатие автомобиля «Тигр». Поначалу шейхи просто обомлели от изделия русских мастеровых — брутальностью русский кошак превосходил американский ударный инструмент, имел внутри себя место для шести-девяти пассажиров, довольно приличную (по сравнению с картоном«Хамви») броню и при этом стоил значительно дешевле.
Все бы ничего, но бронированный «Тигр» весил куда больше«Хамви». И немудрено — наши мастеровые, особо не заморачиваясь, взяли кузов буржуйского колесного«молотка», обработали его напильником до большей няшности,а потом воткнули в него подвеску и еще кой-какую начинку от БТР. Это могло им сойти с рук, если бы у них имелся для своего тяжелого «кота» нормальный двигатель. Однако его не оказалось — силовой агрегат «Тигра» жрал топливо по 40 литров на 100 км, что было явным перебором, даже для зажиточных ОАЭ.
В итоге русский бронекот так и не стал арабским, зато понемногу начал поставляться в российские войска и силовые структуры (преимущественно в подразделения спецназначения). Сменив несколько вариаций двигателя, «Тигр» слегка умерил свой аппетит, заодно приблизившись по стоимости к американскому конкуренту,который понемногу списывают из звездно-полосатой армии,ибо эффективность его оказалась довольно сомнительной.
Как бы то ни было, поголовье наших бронекотов постепенно растет — кроме российских просторов они уже скачут в Индии,Китае и даже в Уругвае. В День Победы несколько «Тигров» проедет по площади 1905 года в качестве участников парада.