«Теории и практики» публикуют конспект лекции японоведа Александра Мещерякова «Японская телесная культура». Он рассказал, что помогло японцам стать долгожителями, как татуировки заменяли им одежду, из-за чего они так любят инструкции и как в разное время у тела человека менялись владельцы — от родителей до императора.
Религия и гигиена
Современный человек делает с собой то, что ему нравится, потому что считает, что данное тело принадлежит ему. Это сравнительно новое историческое явление, возникшее в течение последнего столетия.
В традиционных обществах тело человеку, как правило, не принадлежит. В христианской культуре оно принадлежит Богу, то есть человек не властен над своей жизнью, поэтому христианство строго запрещает самоубийство. В Японии тело принадлежало двум инстанциям. Первая — родители, если человек простолюдин, а вторая — сюзерен, если человек — самурай. Тело было нужно, чтобы служить либо родителям, либо своему сюзерену, а чтобы служить, человек должен был содержать свое тело в порядке. И тут возникает вопрос: зачем человеку жить долго?
Вопрос не такой тривиальный: в Средневековье на него можно найти совершенно разные ответы. Раз мир представляется юдолью печали, то уход из него зачастую просто-напросто желателен, как это было в средневековой Европе. Так это было и в Японии, которая до XVII века была буддийской страной. Буддизм видит этот мир ужасным, и, если ты его покинешь, ничего плохого не произойдет, а тебе, возможно, от этого будет только лучше.
Суть в том, что люди должны содержать свои тела в порядке и жить долго, потому что нужно заботиться о родителях. С самого детства говорится, что таково предназначение человека, поэтому в XVII–XIX веках уровень рефлексии о собственном теле у японцев намного выше, чем у европейцев, и гораздо лучше развиты гигиенические навыки. Это зубочистки, специальные ложки, чтобы снимать налет с языка, частое купание — при этом в очень горячей воде, что тоже снижало вероятность заболеваний. Благодаря гигиене японцы действительно жили довольно долго, а изолированность от материка защищала страну от ужасных эпидемий, которые ее не опустошали, и население плодилось довольно успешно. На начало XVIII века население Японии — это немногим больше 30 миллионов человек, населения России и Франции в первой четверти XVIII века — по 15 миллионов, Англии — 7 миллионов, то есть для Европы Япония была крупнейшей страной.
Татуировки и грим
Тело, которое предназначено для служения, еще и должно быть соответствующим образом задрапировано. Общество сословное, поэтому одежда довольно строго регламентирована, а все высшие сословия, самураи, свое тело никогда не предъявляют обнаженным. Это делают только простолюдины во время работы, ведь климат довольно жаркий. Но и простолюдины драпировали тело — с помощью татуировок. Это очень важно, Япония вообще была страной татуировок: их делали цветными, что восхищало европейских матросов, которые тоже стали украшать свои тела подобным образом. И даже цесаревич Николай, когда был в Японии, набил себе на руке дракона. Очень часто татуировки покрывали все тело, то есть посторонний не мог видеть обнаженного человека, что для Японии было совершенно немыслимо.
Японские одежды — это разновидность халатов, которых могло быть очень много. Аристократы могли носить до 12 слоев одеяний. Открытыми оставались только лица. Ноги и руки тоже не могли быть обнаженными: считалось, что это нарушение правил приличия. Одежда была намного важнее, чем лицо, потому что по ней был мгновенно понятен статус и вкус. Поэтому в традиционной японской живописи вы довольно редко встретите изображение характерных лиц, тем более что высшие сословия свое лицо прятали под толстый слой грима, который скрывал индивидуальные черты.
Поклоны и инструкции
Таким образом, в это время Токугава, период господства самурайского сословия, тело человеку не принадлежало, оно драпировалось, и вместе с тем существовало огромное количество правил телесного поведения. Можно назвать это этикетом. Издавалось огромное количество учебников, как кому себя вести и каким образом выполнять каждое действие, например кланяться. Человеку, который выше тебя по социальному положению, нужно поклониться низко, а если важнее ты, то это просто кивок головы. Многочисленные учебники регламентировали, как подавать поднос, входить в помещение и выходить из него и множество других вещей, которые нынче кажутся излишними. Например, руководства по посещению туалета (как зайти, сесть, взять бумагу, как ее использовать) дожили до сегодняшнего дня. В любом японском общественном туалете будет инструкция, как им пользоваться, что нашего человека чрезвычайно удивляет. Но японцы так жили и в значительной степени живут, в таких условиях они как раз чувствуют себя комфортно, поэтому важно понять, зачем им это было нужно.
Без инструкции японец чувствует себя неуверенно, в непредсказуемой ситуации ему нехорошо. В нашей культуре, если говорить про то, что в ней есть хорошего, мало правил, но зато человека не смущает непредвиденная ситуация. Вспоминаю такой случай: я работал переводчиком сравнительно высокопоставленной японской делегации, мы поехали в Ташкент, где нас поселили в гостинице местного ЦК партии. Ничего особо шикарного, но чисто, роскошная еда, и даже в этой гостинице ко мне пришли японцы: «Саша, в ванне нет затычек». Я иду к коменданту: «Где затычки?» Тот говорит: «Когда построили, были, а потом куда-то подевались». Что делать? Японцы принимают ванну каждый день, душ они не любят. Я решил провести эксперимент: сажусь в ванну и понимаю, что слив чудно закрывается пяткой — сидишь, и ничего делать не нужно. Зову своих японцев, показываю. Если бы вы знали, как они меня зауважали! Потому что я нашел выход из очень трудной ситуации.
Когда я рассказывал эту историю друзьям, они предлагали пятку, носок, теннисный мяч — в общем, массу инженерных решений, которые человеку, воспитанному в культуре инструкций, просто не приходят в голову. Не хочу сказать, что мы умнее — я так не думаю, или что японцы умнее — я тоже так не думаю, но я имею в виду, что культуры устроены по-разному. Или, например, духовные книги конфуцианской классики или сутры просто так читать нельзя, нужно обязательно помыть руки, сесть правильно с прямой спиной на колени, немного подождать — и только потом начинать.
Черти-европейцы и ботинки императора
Япония была закрытой страной, японцы видели европейцев довольно редко, ведь они их выгнали в начале XVII века, а небольшое количество голландских торговцев жили изолированно на окраине страны. Как часто бывает в закрытых культурах, европейцев они рисовали, исходя из своих мифических представлений. В середине 50-х годов XIX века в Японию прибыли одна за другой американская эскадра, русская, англичане и французы, и все хотели одного — чтобы Япония допустила на свою территорию иностранцев, которые наладили бы там свою торговлю.