20 подписчиков

Атауальпа Юпанки – трубадур аргентинской пампы

  В 1908 году в аргентинской пампе в провинции Буэнос-Айрес родился Эктор Роберто Чаверо Арамбуро (Héctor Roberto Chavero Aramburo) – его отец был индейцем, а мать была родом из басков.

В 1908 году в аргентинской пампе в провинции Буэнос-Айрес родился Эктор Роберто Чаверо Арамбуро (Héctor Roberto Chavero Aramburo) – его отец был индейцем, а мать была родом из басков. Что с ним происходило до 10 лет, точно неизвестно – жил себе чувак с родителями «на воле в пампасах», пока не переехал в 1918 году в Сан-Мигель-де-Тукуман. Известно, что Эктор с шести лет стал заниматься музыкой – сначала играл на скрипочке, а позже переключился на гитару (видимо, не вынесло сердце родителей – чтобы выдерживать скрипичный пилёж, окружающим нужны ну очень крепкие нервы).

В общем, безоблачное детство Эктора опускаем – это было время беззаботных игр, перемежаемое диезами с бемолями, поэтому нечего там особо ловить. Но когда мальчик подрос, то отправился путешествовать по западу Аргентины – он изучал местный фольклор и культура индейцев впёрла его не по-детски, насколько можно судить по тому, что вместо родного имени был взят псевдоним, состоящий из имён двух знаменитых инкских царей.

В общем, юноша проникся культурой коренных народов Аргентины настолько, что насквозь пропитался не только дымом культурных традиций, но и радикальным свободолюбием – чтобы как-то официально это подчеркнуть, Атауальпа вступил в коммунистическую партию Аргентины. Иногда создаётся такое впечатление, что живя в тех краях сложно не быть коммунистом – одна хунта сменяет другую, диктаторы растут как грибы после дождя, а что остаётся простому человеку – только бунтовать, получите- распишитесь.

И добунтовался юный нонконформист до того, что был вынужден срочно сматывать удочки из страны – восстание в поддержку опального президента, которого в то время отстранили от власти, было подавлено, поэтому пришлось залечь на дно в Уругвае. Странно, что парень при столь активной политической деятельности ещё умудрялся писать песни, давайте-ка теперь о них – всё-таки о музыканте здесь говорим.

Итак, Атауальпа вовсю собирал народный фольклор, под влиянием которого писал собственную авторскую музыку – и писал отлично, судя по тому, насколько он стал популярен к 1935 году. Именно в этот момент его пригласили в Буэнос-Айрес выступить на радио. Как раз в это время парень познакомился с пианисткой Антониэтой Паулой Пепин Фитцпатрик, которую все звали попросту Ненетт – она была настолько клёвой, что не пришло в голову ничего другого, чем просто жениться. И, как оказалось – на всю жизнь, что подтверждает клёвость барышни ещё красноречивее.

Музыка Юпанки насквозь пропитана духом Аргентины – мужественная и нежная одновременно, она несёт в себе заряд неповторимого лиризма, который абсолютно непротиворечиво замешан на махровом протесте против любого террора и диктатуры (мужик всё-таки не зря носил в кармане партбилет). Последнее обстоятельство в 50-х годах обратило на себя внимание господина Перона, который в то время как раз выполнял обязанности очередного диктатора – в результате маэстро стало настолько неуютно, что пришлось срочно ехать во Францию. Дальнейшая жизнь Юпанки была каким-то гротескным миксом из популярности, преследований со стороны сменяющих друг друга полковников (почему-то этот чин более всего любим южноамериканскими «царьками», косившими под президентов), записей и выступлений дома и за границей.

У него выработался свой собственный стиль, основанный на простом сочетании голоса и гитары – но и тем, и другим Атауальпа владел настолько виртуозно, что заставлял свою музыку просто врастать в сердце. Песни заканчивались, певец умолкал, а брошенные им зёрна начинали всходить внутри у слушателей, пуская побеги, расцветая немыслимой красоты цветами. В результате каждый из слушателей носил в душе настоящее сокровище – Музыку (именно так, с большой буквы) великого Маэстро (эти большие буквы хочется ставить везде, простите ради Бога).

Умер музыкант всё-таки на чужбине – во Франции, его кремировали, а пепел развеяли там, где он завещал. А большое сердце Юпанки осталось жить – в записях его песен и многочисленных интерпретациях других музыкантов. Давайте и мы приобщимся к его волшебству – после этого никто из нас уже не будет прежним, ведь мы все понесём в себе частичку его Музыки.