Книжное мнение. Шантарам

     Это Индия. Это страна, где надо всем властвует сердце. Долбаное человеческое сердце. 
 Грегори Дэвид Робертс. Шантарам
  Собственно этой книге и будет посвящен пост.

Это Индия. Это страна, где надо всем властвует сердце. Долбаное человеческое сердце.
Грегори Дэвид Робертс. Шантарам

Собственно этой книге и будет посвящен пост. Забегая вперед, скажу, что роман мне понравился. Очень. Хотя сумасшедшего восторга, которого я ожидал, слушая, читая и смотря всевозможные хвалебные отзывы, не вызвал.

Но обо всем по порядку... Сюжет: ГГ сбегает из Новозеландской тюрьмы, где он отбывал срок за разбойные нападения и наркотики, и приезжает в Индию. В Бомбее 80-ых годов собственно и будет происходить большая часть повествования.

Книга прежде всего цепляет именно сюжетом: долгая автобиографическая история человека, открытого приключениям в новом мире, которые этот самый мир щедро ему предоставляет. Иногда даже слишком.

Что мне сильно не понравилось, так это всесторонняя положительность ГГ. Несмотря на то, что он ведет криминальный образ жизни, он идеален. Он бесконечно добр, всепомогающ, романтичен, умен, беспредельно верен собственной безответной любви и склонен к глубокой философии. Он пишет книги, лечит людей, идеально рисует новые паспорта, понимает в экономике, проводит психологические консультации, сокрушает врагов и влюбляет в себя сильных мира сего. Даже недостатки и прошлые грехи он признает и принимает с поистине христианским смирением. Такое раскрытие персонажа, когда утром он глупый, но добрый уголовник, а вечером стоит на вершине недостроенного небоскреба и по одному выражению глаз объекта своего обожания полностью проникается ее душой и мыслями, рушит все очарование происходящего (похоже на индийское кино, не правда ли?))).

В некоторые моменты у меня складывалось впечатление, что книгу писали два человека. Первый - сам автор. Писал как есть, не совсем складно, но, если учесть что он-таки не писатель, то вполне хорошо. Писал с душой, просто потому что хотел поведать миру свою историю. Тут есть и много роялекустарных моментов, когда, например, (внимание - спойлер) в момент решимости ГГ снова подсесть на наркотики ему на плечо ложится рука его друга, которого убили, под завязку нашпиговав пулями, но он как-бы остался жив и вот прям сейчас как-то его нашел. Такие выверты немного надоедают, но все спокойно объясняется фразой "Это же Индия".

Вторым автором, судя по всему, был редактор, который смекнул, что книжку можно сделать бестселлером, если охватить широкую женскую аудиторию, жаждущую лирики и романтизма. В итоге мы и видим совершенно несуразные преображения героя на короткий промежуток времени, когда особо сильно требуется быть мечтой всех женщин и воплощением всех добродетелей вкупе с чертами, которые у этих же женщин могут вызвать жалость и сострадание (doble kill). И вот эта ванильность, которая как-то терпится первую половину книги, когда ты несешься по хитросплетениям сюжета, поглощенный повествованием, к концу книги откровенно начинает раздражать.

В книгах я больше всего ценю то, что, читая их, ты имеешь возможность прожить несколько жизней, примерить на себя другие маски и роли. И если рассматривать Шантарам с этой точки зрения, то мне безусловно книга пришлась по душе. И абсолютно точно могу сказать, что, закончив читать последнюю страницу, я понял, что изменился.

Задать вопрос и пообщаться со мной можно тут:

www.facebook.com/sergey.apanasenko

Instagram театрального фотоблога:

www.instagram.com/phototeatr

Предыдущий пост:

Самоубийца! Режиссерский дебют Екатерины Дубакиной в Театре на Малой Бронной.