18 подписчиков

Камин «Микула Селянинович и Вольга»

114 прочитали

История создания керамического камина «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М.А. Врубель по заказу С.И. Мамонтова написал два монументальных панно для Всероссийской нижегородской выставки 1896 года. Оба панно стали основой для последующих воплощений в керамике. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.

В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины, Волга наделен таинственными колдовскими способностями; мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли.

Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики.

Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть, в отличие от всех других известных, чисто декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.

 История создания керамического камина «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М.А. Врубель по заказу С.И.