Индия в современном понимании стала единым государством лишь в 1947 году, когда был свергнут протекторат Британской короны. Возглавил восстание Махатма Ганди, который до этого уже считался национальным героем, а после стал вообще святым.
В 1934 году Ганди вышел из состава Национального конгресса. Полагается считать, что из-за разногласий с коллегами. Но следующие пять лет Ганди провел в собственном ашраме, где, как и положено гуру, проповедовал всем вечные истины – про согласие, любовь и терпимость. Индийское общество было потрясено тем, что он принимал у себя неприкасаемых – самую низшую из индийских каст.
Неприкасаемые – это люди, находящиеся вне главных четырех каст. К ним относятся сотни представителей профессиональных и бытовых субкультур. В первую очередь, прокаженные, гомосексуалисты, бомжи, наркоманы, ассенизаторы. А также те, кто в нашем западном понимании не вызывает негативных ассоциаций – парикмахеры, уличные музыканты, рыбаки, дорожные строители, кожевенники. Издревле им было запрещено пользоваться общественным транспортом, посещать публичные мероприятия, ходить в общие храмы, первыми заговаривать с представителями высших каст и так далее.
Вот против этого и выступал Ганди. Лично показывал пример: ел с ними из одной посуды и в транспорте ездил только третьим классом. Видимо, поездка с неграми-рабами в Африке произвела на Ганди сильное впечатление.
Он называл неприкасаемых хариджанами, что переводится как «божьи люди». Однако сами неприкасаемые себя называют «далиты» - «сломленные». А их в Индии насчитывается около 200 миллионов – где-то 15% населения. Ганди стал требовать от конгресса принятия прав далитов на образование, здравоохранение, транспорт, кино и театры… Так появилось мощное политическое движение за права неприкасаемых.
Главным методом борьбы для Ганди по-прежнему оставалась голодовки. Но мне кажется, ему эти практики давались без труда – он уже был йогом в конкретном смысле этого слова. Всю жизнь – строгое веганство, еженедельная практика полного суточного молчания, постоянное следование индуистским обрядам – все это выделяло его из толпы политиков, возможно, уважаемых, но светских людей. Он был Махатмой – «великой душой», как назвал его поэт Рабиндранат Тагор.
С ним соглашались уже все – и англичане, и соотечественники, и весь зарубежный мир. Но его практика непротивления злу насилием, мирный протест против зла вдруг споткнулся о Вторую мировую войну. Перед конгрессом встал вопрос о том, распространяются ли правила Ганди на действия Третьего рейха? Ганди был против войны с Германией (даже хотел ехать к Гитлеру на переговоры), конгресс и Англия, разумеется, за. Тогда Ганди заявил, что Индия может вести военные действия, но только как самостоятельное государство, а не выполняя волю британской короны. После того, как индийские ВВС и флот присягнули Национальному конгрессу, стало ясно, что Англия больше не правит страной.
Процесс передачи власти от англичан индийскому правительству сопровождался разделом территорий. Этим воспользовалась Мусульманская лига Индии и заявила о создании мусульманского государства Пакистан. В стране вспыхнули беспорядки, апогеем которых стал День прямого действия 16 августа 1946 года. Тогда в течение трех дней сражений между мусульманами и индуистами погибли более 4000 человек и 100 тысяч семей лишились крова. Но в 1947 году Пакистан все же появился на карте мира, и с тех пор перманентно воюет с Индией.
Для Ганди это был тяжелый удар, он всячески пытался примирить мусульман и индуистов. Однако только навлек этим на себя беду. В январе 1948 года он был убит тремя выстрелами на пороге собственного ашрама. Убийцами оказались представители одного из радикально-индуистских движений.
Сегодня в честь Ганди по всему миру установлены тысячи памятников, в Индии десятки музеев и храмовых сооружений. А с 2007 года ООН признало день рождения Махатмы – 2 октября – международным днем ненасилия.