Найти тему
Film pro

"Тот самый Мюнхгаузен". Факты из-за кулисья замечательного советского фильма

кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

1 января 1980 года Центральное телевидение Советского Союза порадовало своих зрителей новой картиной Марка Захарова. "Тот самый Мюнхгаузен" представлял собой притчу-сказку созданную по отдаленным мотивам "Приключений барона Мюнхгаузена" немецкого писателя Эриха Распэ.

Если произведение Распэ представлялао собой сборник юмористических фентезийных рассказов, то произведение Марка захарова получило очень сильный философский подтекст. Благодаря порой мягкой, а порой и сатирической иронии фильм остается актуальным и спустя почти 4 десятилетия.


Кандидатом на роль Феофила был актер Театра Сатиры, еще молодой, но уже подающий большие надежды Юрий Васильев. Однако победила остроумная ироничность Леонида Ярмольника.

кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

С другой стороны, у Александра Абдулова не было иронии, зато у него были красота и молодость. Эти факторы и отдали предпочтение у худсовета по отношению к конкуренту из МХАТа Колесникову. Так Абдулов стал Рамкопфом.

кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

Кандидатура на главную роль в лице Олега Янковского вызвала Большие споры в худсовете "Мосфильма". Одним из аргументов против была относительная молодость актера, начальники студии указывали на то, что Олег скорее сошел бы за сына своего прототипа.

Автору сценария картины Григорию Горину совершенно не нравилось, что ранее у Янковского герои были волевые и целеустремленные люди, характер же написанного им Мюнхгаузена был тонкий, волевой. Однако при съемках актер буквально вживался в образ, представить другого Мюнхгаузена просто невозможно.


Поиск Марты занял больше всего времени. Сам Марк Захаров настаивал на участии в фильме Татьяны Догилевой. Не подходил темно-русый цвет актрисы и для проб ее выкрасили в брюнетку. Несмотря на такую жертву худсовет отклонил кандидатуру Догилевой, но она все равно осталась благодарна режиссеру, так как с тех пор волосы стала красить постоянно.

кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

Дальше пошли пробы Ирины Мазуркевич и Галины Золотаревой - они также не устроили режиссера и худсовет. В конце концов создатели фильма разложил фотопробы разных актрис и выбрали самое необыкновенное фото. Это оказалась фотография Елены Кореневой. Она в день проб узнала о смерти своей подруги, видимо переживания о Ларисе Шепитько отразились на ее лице. Так актриса и стала Мартой, хотя и носила в то время волосы "Ежиком", скрывать это пришлось под пышными париками.


Сами съемки частью проводились в ГДР - все же создать вид немецкого средневековья проще всего было в Германии. Этот факт давал возможность определенной наживы - и Владимир Долинский игравший роль пастора решил на этом нажиться. Ему удалось провести в Восточную Германию банку в которой было полтора литра черной икры. Однако план обогащения провалился - реализовать ценный продукт не удалось. Окончилось все тем, что икру употребила съемочная группа.

кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

Второй случай запомнившийся Долинскому связан с моментом обеда. Специально доля съемок стол был загружен всякими вкусностями - фрукты, осетрина , копчености. В то время в Советском Союзе подобные продукты доставали по блату - а тут ешь не хочу.Долинский на репетиции так активно стал поедать все, что к команде мотор уже не мог смотреть на еду. Пришлось просто жевать, а потом украдкой сплевывать в специальный мешок.


Так как на съемках в ГДР в составе группы было много молодых мужчин и только одна Елена Коренева, то неудивительно, что она пользовалась повышенным вниманием с их стороны. Закончилось все тем, что она позвонила своему кавалеру Александру Менглету, и тот явился на съемки из соседней ФРГ. Влюбленных в нарушение режима на ночь поселили в одном номере. На следующий день Коренева выглядела весьма бледно. Хотя актриса и утверждал, что все дело в чересчур затянутом корсете, практически никто не сомневался в последствиях ночи бурной любви.