Кому как, а мне эта картина очень уж напоминает британский исторический сериал «Табу» с Томом Харди. И по времени действия (заря 19 века), и в визуальном плане, и в плане подачи истории. Которая поначалу чертовски интригует и делает намеки на то, что потом станет еще круче. Однако чем ближе она подходит к финалу, тем больше замедляется. И в итоге рассыпается, словно катящийся под уклон, большой снежный ком. Так было с «Табу», чья конечная серия помимо намеков на продолжение дарила стойкое ощущение бессмысленности всего происходящего. Так было и с «Дуэлянтом», чей финал после всех выписанных сюжетом зигзагов свелся к банальной пиф-паф-разборке, без нежданчиков и выкрутасов.
Самое досадное, что больше-то в этом фильме придраться не к чему. Картинка Петербурга начала 19 века хоть скромная, но стильная. В «уличных» кадрах гармонично соседствует и изысканность, и подножная грязь. Костюмы, дуэльные атрибуты, кареты и т.п. проработаны очень детально. Антураж тоже глазоприятный. Градус жестокости по-современному высокий. Актеры живые и симпатичные, а вовсе не открывающие рот, гламурные куклы. Даже циркачество во время дуэльной стрельбы почти не режет глаз и логику, ведь кино не заявляет себя, как абсолютно реалистичное. На самом деле в нем, как в пушкинской «Пиковой даме», есть место и художественным гиперболам, и случайностям, и мистике, что тоже ничуть не раздражает.
И все бы ничего, но ближе к середине фильма самое крутое, что в нем есть - собственно, дуэли профессионалов-наемников, - вдруг уходят на задний план. И дальнейшая история как бы уже не имеет к ним отношения. Короче говоря, из картины вырезают всю сочную мякотку - экшен, - и оставляют одну лишь костюмированную драму. Тоже интересную, но не настолько, чтобы считаться непредсказуемой и оригинальной. И хоть зритель точно знает, что финальная дуэль с «боссом» так или иначе состоится, в итоге и она разочаровывает своей незамысловатостью, не сказать бытовушностью. И это беря во внимание, что дуэли с простыми наемниками у героя были обставлены гораздо виртуознее и с огоньком.
В общем, нахраписто стартовавший фильм, который по пути вдруг пошел в разнос, начал терять болты, гайки и детали конструкции. Отчего до финиша он добрался наполовину рассыпавшимся, дребезжащим, на трех колесах и с чихающей выхлопной трубой. Да, конечно, на фоне большинства нынешних российских фильмов «Дуэлянт» смотрится ярко, выигрышно и профессионально. Но вот представьте себе, например, фильмы «Кровавый спорт» (1988) или «Воин» (2011), где всю вторую половину картины герои занимаются чем угодно, только не боями без правил. Представили? Что ж, теперь вы знаете, какой досадный сюрприз уготован вам в «Дуэлянте». Поэтому даже не знаю, что и сказать. Может, надо было приманивать зрителя в кинотеатры как-то иначе, придумав фильму другие название и аннотацию. Затем чтобы зритель не раскатывал губу, предвкушая каскад зрелищных поединков на старинных пистолетах, и в конце концов не обманулся в своих ожиданиях. Так, как, уверен, случилось со многими, а не только со мной.