Ответы на вопросы о даппане. Кстати, приглашаю вас писать вопросы в комментариях, и я посвящу ответам на них пост.
Итак, первый вопрос:
1. Что такое даппан?
Историческая справка.
Даппан - это понятие из истории Японии, относящееся к середине XIX века. Даппаном называли самовольное оставление самураем своего княжества или, если он находится вне княжества, то неподчинение приказу вернуться в княжество.
Слово "самурай" значит "служивый". Самурай - это тот, кто исполняет приказы своего князя. Невыполнение приказа - бесчестье. Самурайская честь - в служении.
Почему же тогда самураи совершали даппан?
Потому что они хотели не исполнять приказы, а сами выбирать свою судьбу
Расскажу вам историю одного самурая.
Родился он в далёкой провинции на юге острова Сикоку, в науках был не силён, зато горазд мечом махать. В 19 лет он отправляется в Эдо (нынешний Токио) для совершенствования навыков кэндо. Он проводит в Эдо год и за этот год, кроме того, что получает крутой сертификат о том, что он горазд махать мечом, он пропитывается настроениями и витающими в воздухе идеями.
А настроения и идеи были такие. За полгода до этого к гавани Эдо прибыла эскадра американских кораблей с пушками. Америка потребовала от Японии прекратить режим закрытой страны, который продолжался 200 лет, открыть порты и начать торговлю и дипломатические отношения с другими странами. Выдвинув этот ультиматум, американцы уплыли.
Правительство Японии не знало, что делать. И оно приняло решение, которое стало началом его конца. Правительство решило спросить всех князей мнения: что делать? А князья - очень разные. Кто-то - стар, кто-то - слишком молод, кто-то - не понял, что произошло, кто-то - тоже не знает что делать, и князья решили спросить своих советников. Советники - решили спросить знакомых грамотных и толковых самураев.
Короче говоря, само того не осознавая, правительство задало вопрос "что делать?" каждому грамотному и ответственному мужчине в стране.
Понимаете - их первый раз в истории страны СПРОСИЛИ. Не отдали приказ, а спросили.
Так они выяснили, что у них может быть своё мнение. Большинство князей отправили записки-мнения правительству, и все, кто услышал вопрос, стали с интересом и волнением ждать, что же решит правительство.
Через полгода американцы приплыли вновь, и Японии нечего было противопоставить американским пушкам. Япония подписала неравноправные и местами унизительные для себя договоры с Америкой, Англией, Францией и Россией.
Герой нашего рассказа тогда как раз был в Эдо и своими глазами видел огромные и страшные чёрные корабли. Для человека, который никогда не видел парового корабля, это были чудовищные монстры. Это было поворотным моментом в его жизни. Он понял, что всё, что он видел в родном княжестве и в Эдо, не выдерживает никакого сравнения с военной мощью американских кораблей.
Тем временем, появилась информация о договорах, которые заключила Япония, и многие самураи, которые знали, о чём речь, пришли в возмущение, стали бурно обсуждать происходящее и думать, что же делать. Наш герой, одной из главных сил которого было умение и интерес общаться с людьми, слушал, что говорят вокруг, знакомился с новыми людьми и идеями и пропитывался проблемой страны.
Вскоре срок стажировки нашего героя заканчивается, и он возвращается в родное княжество. Там он общается с просвещёнными людьми и продолжает думать над вопросом: что делать? Также он изучает артиллерию, а в следующем году вновь отправляется в Эдо.
В Эдо он получает ещё более крутой сертификат о том, что он горазд махать мечом, но вряд ли он в Эдо целые дни проводит в додзё. В связи с заключением договоров и появившейся иностранной угрозой в Эдо проводятся работы по укреплению города, ставятся артиллерийские точки, в Эдо перемещается князь - сюзерен нашего героя, в общем, в Эдо происходит всякая, как это говорится, движуха. Наш герой любит движуху.
Через два года, получив свой сертификат, он из центра жизни возвращается в далёкое родное княжество. По идее, с крутым сертификатом по кэндо, его путь - это, например, открыть своё додзё и учить других махать мечом. А также наследовать семейное дело: у старшего брата нет детей, и наш герой, младший сын в семье, оказывается наследником.
Однако вступить на такой путь значит сойти с пути участия в делах страны. Наш герой чувствует, что этот путь, который в высшей степени логичен и социально одобряем, слишком узок для того, что он предчувствует, что он может сделать для страны. И да, он начинает думать не в масштабах княжества, а в масштабах страны.
Он вступает в местную политическую партию, но вскоре по поручению главы партии под предлогом очередного обучения кэндо отправляется в Осаку, где встречается с известным деятелем того времени, возбуждённо говорящим о том, что полумеры в виде политической партии в княжестве, а также умеренные меры, составляющие политику правительства, приведут к беде, и нужны более решительные действия, а именно - изгнание иностранцев из страны.
Наш герой опять чувствует бурлящую атмосферу жизни в интересные времена, видит масштаб мысли своего собеседника, и, когда он возвращается в родное княжество, он принимает решение, что здесь ему делать нечего. Он чувствует в себе желание участвовать в делах страны в центре событий - в Эдо, в Осаке, в столице, - а не в маленьком додзё, отделённом от всего происходящего горами и морем. Ему негде развернуться. То, что он хочет делать, не вмещается в тот путь, который связан с его самурайским статусом и положением в княжестве.
Через 2 месяца, в 24 день 3 лунного месяца 1862 года он совершает даппан. В 26-й день он покидает княжество, а на следующий день - отплывает с острова и направляется туда, где чувствует движение истории. Ему 27 лет, и его ждут 6 лет чрезвычайно насыщенной и великой жизни (ушёл из жизни рано, да, но это был фейервееееерк). Он будет строить флот и учиться мореходству, он станет основателем первой военно-торговой-транспортной компании, которая с несколькими реинканациями дошла до нашего времени как Мицубиси, он убедит непримиримых врагов заключить союз и начать смотреть в одну сторону, он по всей стране соберёт мечты о прекрасном будущем в документ "8 корабельных тезисов",и этот документ станет основой нового государственного устройства страны.
А мог бы быть преподавателем кэндо в додзё в далёкой глуши.
И разница между одной судьбой и другой судьбой - в одном решении.
Самурай может продолжать выполнять приказы, воплощать чужие решения и идти по тому пути, который от него ожидают.
А может начать решать за себя. И тогда это даппан, и тот путь, который он выбирает для себя, и та судьба, и, может быть, легенда, которую он хочет прожить.
Одно решение.
P.S. Сакамото Рёма, конечно же, - герой этого рассказа. Это славная страница японской и мировой истории. Приглашаю вас посмотреть биографический сериал "Ryomaden" о нём. На мой взгляд, это шедевр.
P.P.S. Даппан - не единственный путь самурайства в то время. Многим самураям повезло с князьями, которые поддерживали умные и горячие инициативы, и сохранение самурайского статуса было важным для реализации этих инициатив. Но в том княжестве, откуда Рёма, даппан был обычным делом.
(аааааа, через месяц и один день, иншалла, я буду делать селфи с памятником Рёмы у дома, где он родился, аааааа)
P.P.P.S. Так вот, да, я разработала простейшую и мощнейшую методику под названием "даппан". Сделав шаг даппана на грядущем тренинге, может быть, вы начнёте свою легенду.