9 приемов для развития речи

Olga_razvivaika April 16, 2018

 Olga_razvivaika April 16, 2018  В этой статье я дам приемы для детей от 6 месяцев и для детей от 4-5 лет  Приемы для детей от 6 месяцев 1.

В этой статье я дам приемы для детей от 6 месяцев и для детей от 4-5 лет

Приемы для детей от 6 месяцев

1. Знакомим детей с разными видами бумаги, определяем ее свойства и пробуем узнать тот или иной вид бумаги на слух (фольга, пергаментная, картон, гофрированная, альбомная и т.д.), пробуем совершать с ней разные действия (порвать, потрясти, смять, разрезать и т.п.) 

2. Дома и во время прогулок обращаем внимание детей на разные звуки. Спрашиваем: "Что там шумит?" (телефон, мясорубка, музыкальный инструмент, холодильник, стиральная машина...).

3. Знакомя детей с разными предметами (например: металлический короб, деревянная миска, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик…), даем им возможность постучать по ним, уронить, послушать звучание каждого предмета, уловить характер звучания материала, из которого они изготовлены (металл, дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань…). На закрепление проводим игры:

4. «Послушай, что упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая игрушка…)

5. «Что я сделала». Без зрительной опоры, закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, смятие ее, постукивание карандаша о чашку и т. д. Одновременно обогащаем лексику глаголами. Поначалу упражнение вызывает у детей трудности, и мы проводим его со зрительной опорой, затем все дети справляются с этим заданием.

6. При знакомстве детей с сыпучими продуктами мы проводим такое упражнение на развитие слухового внимания. В одинаковые непрозрачные баночки насыпаем продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предлагаем детям сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхиваем баночки и просим отгадать, что звучит. В дальнейшем организуем сюжетно-ролевую игру «Магазин продуктов», в которой используем полученные детьми навыки.

7. Рассказывая детям о домашних и диких животных и птицах, слушаем их голоса в аудиозаписи и просим детей определить и изобразить данное животное. Можно предложить и другое задание: узнать, чей голос они слышат. Здесь же проводим работу над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи. Предлагаем им громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д. Поочередно просим детей показать голосом, например:

  - кота, который сидит рядом и просит есть ( ребенок должен громко сказать «мяу»);

  - кота, который сидит за дверью и просится домой; (ребенок говорит тихо)

  - маленького котенка (высоким голосом);

  - старого охрипшего кота (низким голосом);

  - рассерженного кота и т.п.

Также можно провести работу на воспроизведение звукоподражаний: И-ГО-ГО, БЕ, КУ-КУ, МЯУ, ГАВ, КВА, МУ-МУ и т.д.

8. «Постучи как я». Детям предлагается повторить за взрослым ритмический рисунок на слух.

9. Знакомим детей с музыкальными инструментами (металлофон, барабан, колокольчик, погремушку и т.д.), даем послушать, как они звучат. Потом проводим игру «Что звучит?»: предлагаем отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте играли. Аналогично детей знакомим с музыкальными ритмами, учим различать на слух звучание марша, вальса, польки и т.д.

Приемы для детей от 4-5 лет

Покажи такую цифру или карточку с изображением нужного количества кружочков, сколько раз я хлопну в ладоши. Вначале это упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор и с постоянным ритмическим рисунком, затем – только на слух и как усложнение задания – изменение ритма хлопков    

При работе над пространственными ориентировками детям даются задания:

— определить направление звука (дети называют: справа – слева, спереди – сзади);

— нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры в заданном порядке (в центре листа, в правом верхнем углу, и т.д.);

— на слух отсчитывать определенное количество клеточек в нужном направлении при выполнении графического диктанта;

— разместить предметы в определенном порядке (за, перед, между…). Здесь же отрабатывается понимание детьми пространственного значения предлогов.

Во время утренней гимнастики, динамических пауз также ведется работа по развитию слухового внимания

— Выполнить какое-либо движение на определенный сигнал;

— Сменить направление движения по звуковому сигналу;

— Выполнить действия по заданному на слух количеству сигналов и т.д

Подвижные игры 

— «День – ночь»

— «Съедобное – несъедобное»

— «Узнай, чей голосок» и т.д.

Спасибо, на связи.

Ольга Степанова