280 подписчиков

Как ставить правильные цели и выполнять их

Сегодня я расскажу о методике, которую всегда недооценивал. Для меня она казалась слишком очевидной и естественной, но порой я попадал в ловушку при постановке задач другим людям. Я совершал ошибку предполагаемой схожести, думая, что они понимают цель так же как и я. А иногда и сам грешил, нарушая эти правила.

SMART - методика из области менеджмента, используемая для правильной постановки целей и задач. Это сокращенное обозначение Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound.

Сегодня я расскажу о методике, которую всегда недооценивал. Для меня она казалась слишком очевидной и естественной, но порой я попадал в ловушку при постановке задач другим людям.

S - Конкретная

Цель должна быть не расплывчатой, а максимально детальной. Задайте себе вопросы - чего именно я хочу достичь, почему это важно, как я планирую это сделать, где, с кем и т.п.

Например, вместо цели "Заниматься спортом" можно сказать "Каждое утро выходить на пробежку в ближайший парк, чтобы укреплять сердечно-сосудистую систему" или "Три раза в неделю посещать спортзал для наращивания мышечной массы".

M - Измеримая

Как вы поймете, что цель достигнута? Выберите способ измерения и численные критерии выполнения. Например, вместо "заниматься английским" - "выучить 1000 английских слов" или "сдать экзамен TOEFL на столько-то баллов".

Создавая этот канал, я ставил цель достичь 10.000 подписчиков и написать 100 моделей. Теперь я хочу удвоить эти показатели, но также появилась новая цель - написать книгу про ментальные модели.

A - Достижимая

Цель может быть сложной, но должна быть реалистичной.

Иногда мы не можем этого знать заранее. Например, вы создаете инновационный стартап и не знаете, насколько он будет востребован, или какой выйдет стоимость привлечения пользователя. В таком случае, вместо того, чтобы тыкать пальцем в небо, лучше разбить цель на этапы - сначала поставить цель разработать прототип, чтобы проанализировать спрос или узнать стоимость привлечения, чтобы потом оценить достижимость основной цели.

По этой причине, венчурные инвесторы не любят традиционные бизнес-планы. Основатели стартапов часто не знают, насколько будет востребован их продукт, поэтому приводят расчеты, опираясь только на фантазию. Это может подходить для учебных проектов, но совершенно бесполезно в реальном бизнесе.

R - Актуальная

Почему я хочу достичь этой цели? Этот вопрос уже затрагивался в первом пункте, но стоит отдельного размышления. Лучше понять свою мотивацию и докопаться до ее сути поможет Техника Пяти Почему (http://telegra.ph/Tehnika-Pyati-Pochemu-10-21).

Например, человек ставит цель "стать программистом". Но разобравшись в своей мотивации, понимает, что работа программистом ему на самом деле не интересна, а цель появилась потому, что он думает, что программисты получают большую зарплату.

T - Ограниченная по времени

Какая цель без дедлайна? Ставьте себе сроки. "Прочитать 50 книг за год", "Выучить 300 новых слов за месяц", "Бегать утром каждый день в течение 20 дней". Если цель долгосрочная, разбивайте её на отрезки. Каждый отрезок будет повышать вашу мотивацию с помощью эффекта финишного рывка (http://telegra.ph/EHffekt-finishnogo-ryvka-11-26) и давать возможность проанализировать и улучшить свой план на следующий этап.

Время - деньги. Ставьте умные цели, и тогда ваша жизнь будет эффективной и успешной!