45 подписчиков

Никаких объятий: неужели мы переживаем кризис тактильного контакта?

   Прикосновения и объятья все больше вытесняются из нашей жизни, а доктора, учителя и коллеги все менее решительно идут на такой социальный контакт.

Прикосновения и объятья все больше вытесняются из нашей жизни, а доктора, учителя и коллеги все менее решительно идут на такой социальный контакт. Не вредит ли такая «гипербдительность границ» нашему психическому здоровью?

Когда у вас был последний тактильный контакт с кем-либо вне семьи и кроме любимого человека? Я не имею в виду касания пальцами во время получения посылки из рук курьера. Я подразумеваю: когда вы жали руку либо гладили по спине незнакомца, коллегу либо друга? Мой дневник прикосновений говорит о том, что у меня был контакт с 7 незнакомыми людьми в последние 7 дней. Среди них был новорожденный и два случайных контакта (к примеру, курьер). Тактильный контакт – это первое ощущение, которое появляется у находящего в утробе матери эмбриона размером 1,5 см. Но где-то во взрослой жизни то, что было для нас инстинктивно, становится неловким и выходит за рамки приличия.

Социальный тактильный контакт выталкивается из нашей жизни всеми возможными способами. В Великобритании докторов предостерегают утешать пациентов с помощью объятий, так как это может стать причиной судебного иска. Изучение докладов правительства показали, что приемные родители по той же причине боялись обнимать приемных детей. В США организация Girl Scouts в декабре прошлого года произвела настоящий фурор, когда сделала замечание родителям за то, что они говорили дочкам обнимать родственников, так как они не обязаны этого делать. Учителя не решаются на тактильный контакт с учениками. И в Великобритании в эпидемии одиночества пожилые люди проводят около 5 дней в неделю, не видя ни души и без каких-либо тактильных контактов.

Ощущая этот дефицит, в Европе, Австралии и Великобритании стала распространенной так называемая тактильная индустрия. Профессиональные любители объятий организовывают мастер-классы, вечеринки, а также индивидуальные занятия, чтобы сгладить этот дефицит. В «торговом центре» объятий Cuddle Up To Me в Портленде штата Орегон клиентам предлагают меню из 72 видов объятий. Среди поз для объятий есть «Аллигатор», «Мама-медведица» и менее популярные, как, например, «Тарантино». В Японии был даже разработан так называемый «стул спокойствия», нежные руки которого заключают сидящего в мягкие объятия.

Неужели именно так выглядит кризис тактильного контакта? И, если это правда, то что мы рискуем потерять, утратив его?

«Конечно же мы отдаляемся от тактильных контактов!» - восклицает Франсис Мак-Глон, профессор нейробиологии в Ливерпульском университете имени Джона Мурса и руководитель в сфере эмоционального тактильного контакта. Он расстроен. «Мы разрушили тактильный контакт до того уровня, на котором он вызывает истерическую реакцию, он вызывает законодательные процессы, а его недостача плохо влияет на психическое здоровье». Он уже слышал про учителей, которые скорее попросят детей самостоятельно приклеить пластырь, чем прикоснутся к ним, рискуя при этом получить выговор. «Кажется, мы создаем культуру неприятия тактильного контакта», - он утверждает. «Самое время вернуть социальную силу прикосновений».

Прикосновение считается, как правило, обычным ощущением, но на самом деле оно намного сложнее по своей природе. Некоторые нервные окончания распознают зуд, другие – вибрацию, боль, давление либо структуру. И только одно окончание распознает нежное прикосновение.

Оно известно также  как тактильные афференты, и именно их Мак-Глон исследовал годами. Для того чтобы их найти, в кожу вставляется специальная иголка. «Это напоминает рыбалку на береге реки, - объясняет Мак-Глон. «Есть «рыба боль». Есть «рыба зуд»». Можно часами ждать, пока какая-либо из них заденет нерв тактильного контакта, но именно эта неуловимая нить помогла исследователям изучить потребности человека в прикосновениях.

Наблюдая за поведением нерва при поглаживании кожи, ученые определили, что оптимальная скорость импульса составляет от 3 до 5 см за секунду.

Этот факт имеет огромное значение. Когда родители гладят ребенка, например, они «делают это по сценарию, заложенному 30 миллионами лет эволюции», - говорит Мак-Глон. «В нас заложена природой потребность обнимать и гладить друг друга». Полученное удовольствие побуждает нас прикасаться друг к другу, успокаивать и поддерживать малышей и взрослых ‒ от этого напрямую зависит наше благополучие. Есть также много информации о неприятие тактильного контакта, и его последствий, например, развитие аутизма и нарушений питания. Вот почему прикосновения считаются лекарством от одиночества.

   Прикосновения и объятья все больше вытесняются из нашей жизни, а доктора, учителя и коллеги все менее решительно идут на такой социальный контакт.-2

Год назад исследователи Университетского колледжа Лондона определили, что медленное нежное прикосновение незнакомого человека ослабляло ощущение социальной изоляции.

Живя в обществе, мы имеем инстинктивное представление о силе прикосновения. Вот почему после трагической перестрелки в школе Марджори Стонман Дуглас во Флориде директор пообещал «обнимать всех до одного» своих 3300 учеников. Одно единственное легкое прикосновение может изменить несчётное количество жизней. Принцесса Диана прекрасно осознавала это, когда протянула руку помощи больным СПИДом в 1987 году. Как и Барак Обама, когда наклонился и позволил маленькому чернокожему мальчику погладить себя по голове, в результате чего он благодаря маленькой ручке ощутил свою значимость.

Тиффани Филд обосновала Научно-исследовательский институт в Университете в Маями с целью изучения этого «отторгнутого» ощущения и его влияния на здоровье. Она наслаждается еженедельным массажем и с удовольствием перечисляет достоинства прикосновения. «Мы знаем с научной точки зрения, что если кожа двигается, то происходит стимуляция сенсоров давления», - она объясняет. Это «замедляет пульс, понижает давление и выработку кортизола», что позволяет людям лучше контролировать гормоны стресса.

Во время тактильного контакта увеличивается количество природных клеток-киллеров – «передовой иммунной системы». Повышается выработка серотонина. Это природный антидепрессант человеческого тела. Он делает сон более крепким и глубоким», - утверждает Филд. Такие выводы она сделала из опыта Киры “Cuddles” из Cuddle Up To Me в Портленде. Ей приходилось напоминать клиентам, чтобы они проверяли свой телефон, ключи и кошелек. «Они уходят c дозой окситоцина. Они порхают, как бабочки».

По существу, прикосновения говорят нам о том, кем мы являемся. Вот почему еще в утробе матери, как утверждает Мак-Глон, «находясь в околоплодных водах, мозг внутри начинает осознавать: «У меня есть собственное тело, а это – тело другого человека». У этого развивающегося мозга уже есть ощущения. А если этого не случается, возникает синдром «запертого человека».

Мери Керлсон 78 лет. Будучи студенткой, она работала ассистентом легендарного ученого Гарри Харлоу. Его эксперименты с обезьянами показали, что стремление к прикосновению является настолько врожденным, что даже маленького ребенка, которого отдалили от мамы, скорее выберет тепло и прикосновения, чем еду.

Керлсон познакомилась с Харлоу, будучи на первом курсе. На первую лекцию «он вбежал с криком и на четвереньках». В его лаборатории она стала свидетелем того, как маленьких обезьян-детенышей лишали материнского тепла и прикосновений. В социальных группах они «забивались в угол и смотрели отсутствующим взглядом в пустоту». Она наблюдала подобные модели поведения у детей тридцать лет спустя, когда посещала детские дома в Румынии режима Чаушеску, где десятки тысяч детей воспитывались с минимальным тактильным контактом.

Для Керлсон прикосновение – это «признание человеческой природы». Без тактильного контакта люди будут менее человечными.

«Мы попросту не видим, чтобы люди касались друг друга в наше время», - с жалостью говорит Филд. Она только что вернулась из ресторана. «Все сидели с мобильными телефонами». Недавно в аэропорту Ла-Гуардия она проходила через зал ожидания. «Не было ни единого тактильного контакта. Даже 2-летние дети сидели с планшетом на коленях» (получая тактильный контакт только от их сенсорных экранов). Также, на фестивале the Coconut Grove art festival «Люди сталкивались друг с другом, так как он был очень переполнен. Я слышала, как они говорили: «Я извиняюсь! Простите!» и отскакивали в сторону, это все выглядело так, как будто им было действительно стыдно».

Филд планирует исследования в ресторанах и аэропортах, чтобы «задокументировать насколько мало тактильного контакта в нашей жизни и насколько социальные сети отвлекают внимание». Все еще нет никаких научных данных, связывающих уменьшение прикосновений и увеличение популярности мобильных технологий и социальных сетей. Однако, описания Филд замкнутых в себе людей, которые сидят в одиночестве, склонившись над экраном и погрузившись в свои размышления, очень впечатляют и очень знакомы каждому из нас.

Не напоминают ли вам сгорающие от стыда люди, которые столкнулись на фестивале, либо те, кто проводит весь день в одиночестве дома обезьян Харлоу, забившихся в угол клетки? А, если это и так, к чему же тогда приведет нас лишение тактильного контакта?

Келли Пейн, управляющая по исследованиям и руководитель по политическим вопросам организации Campaign to End Loneliness, утверждает, что одиночество – фатальное чувство, потому что оно переводит человека «в так называемое защитное состояние, в котором повышается выработка кортизола. В результате, имея отрицательный опыт, они не ожидают ничего другого от взаимоотношений с людьми». Поэтому им тяжело восстановить контакт. Что касается старших по возрасту людей, их тактильные ощущения еще в большем упадке. Согласно Дэвиду Линдену, автору книги Touch: The Science of Hand, Heart and Mind, «у людей наиболее развиты тактильные ощущения в возрасте около 20 лет, после которого чувствительность понижается на 1% в год в течении всей жизни».

   Прикосновения и объятья все больше вытесняются из нашей жизни, а доктора, учителя и коллеги все менее решительно идут на такой социальный контакт.-3

В то же время Филд расстроена увеличением количества педиатрических болевых синдромов у детей, как, например, синдром раздраженной толстой кишки и фибромиалгия, которые до этого встречались только у взрослых. Она предполагает, что причиной этого является стресс и отсутствие тактильного контакта, также ее очень волнует тот факт, что «дети становятся все более агрессивными, потому что прикосновений в их жизни все меньше и меньше».

«Я обеспокоен тем, - говорит Мак-Глон, - что если эта эволюционная система каким-либо образом нарушается либо прерывается, наш мозг довольно легко найдет компенсацию. Это могут быть наркотики либо алкоголь… Если система поощрения устранена, мозг будет пытаться получить его иным способом».

Люди любят прикосновения. Мы любим их настолько, что с помощью слов продаем уйму товаров, начиная от мягких на ощупь подушек и заканчивая бархатными на ощупь колготами, кастрюлями, которыми пользуются настоящие эксперты и даже нежными кремами для лица. Но прикосновения друг к другу в нашу эпоху сексуальных домогательств не являются безопасными.

Существует такое понятие, как «гипербдительность границ», именно она усложняет поиск правильного подхода. «Я дважды подумаю прежде чем обнять коллегу на работе, хотя я этого не наблюдал за собой раньше», - говорит Линден. «Я задумываюсь, возможно, это будет истолковано неправильно. Возможно, это плохо повлияет на человека».

Прикосновение – даже самое нежное, которое воспринимают любимые тактильные афференты Мак-Глона – тесно связано не только с любовью, теплом и заботой, а также с силой. (Просто взгляните на то, как Дональд Трамп приветствует мировых лидеров) которые показали, что клиенты, к руке которых слегка прикасались во время обслуживания официанты, всегда оставляли щедрые чаевые, а люди в доме престарелых лучше ели, когда к ним прикасались. Эти так называемые изучения «прикосновения Мидаса» показывают силу тактильного контакта. С помощью него можно оказать поддержку. Но это вовсе не универсальный товар. Прикосновения могут также обострять состояние некоторых людей, как, например, аутизма, различных травм и надругательств.

Я познакомился с Анной Фортес Маер, которая проводила мастер класс по объятьям начиная с 2010 года у нее дома на севере Лондона. Мы сидим у нее на красном диване и разговариваем о том, как поднять вопрос тактильного контакта. Я рассказываю ей про свой дневник прикосновений: до сегодняшнего дня мой тренер по йоге похлопал меня по плечу, а также меня обнял тренер моей дочери по футболу. «Это совсем немного. Действительно немного», - говорит Фортес Маер, кивая головой. Но что можно сделать в таком случае? Каким образом можно внести больше тактильного контакта в нашу жизнь?

Для начала Фортес Маер не советует настаивать на объятиях.  Ей не нравятся фразы: «Ты хочешь обняться?», «Обними нас» и «Можно тебя обнять?». (Это ошибка, которую допустила Кеша с Джерри Сайнфедлом) Вместо этого она советует спрашивать: “Давайте обнимемся”.

Осведомление людей по поводу того, как отдавать и получать прикосновения имеет множество преимуществ. Но такое прикосновение не может быть импульсивным, поспешным, если ему есть объяснение. А тактильный контакт, выходящий за определенные нормы и правила, может быть еще более волнующим. Представьте себе восторг, если бы Меган Маркл предпочитала бы объятья, а не рукопожатие, либо Мишель Обама приобняла бы Королеву. Даже Мак-Глон, несмотря на то, что вырос в 1950-е, во время прогулки в парке очень удивился, когда игрок в регби предложил сначала его жене, а потом ему обняться. (Он был настолько впечатлен, что стал размышлять о тактильных афферентах).

В холле у Фортес Маер я обуваюсь и затем говорю: «Анна, давайте обнимемся!». Она соглашается – и это замечательно.

«Я буду часто класть руку кому-нибудь на плечо», - говорит Керлсон. «Я верю в силу прикосновения. Есть много разных способов это сделать, поэтому оно не должно утратить своего значения».

«Даже в прикосновение незнакомца, если оно желанно, нет ничего плохого», - указывает Линден. «Даже в поглаживании собаки. Даже чужой». Кстати, ежедневная спортивная ходьба хорошо снимает напряжение. Именно это и делает Филд. Также, она рекомендует заниматься йогой: «Она притягивает нас друг к другу».

Естественно, никто не думает, что так легко найти лекарство от одиночества, но, возможно, именно заботливое прикосновение может значительно помочь в этом.

Учитесь быть счастливыми вместе с нами!