Найти тему

Культ животных в Древнем Египте: Часть I

Оглавление

Одна из наиболее значимых особенностей религии Древнего Египта – поклонение священным животным, птицам, рептилиям. Считалось, что они наделены сверхъестественной силой. Этот культ был силен, когда дельту Нила населили первые жители. Ему остались верны несмотря на вторжение Рима.

Бык

В период II династии на территории Мемфиса поклонялись священному черному быку Апису (Апу), которого считали инкарнацией Осириса (царя и судьи мертвых). По словам Геродота, лоб этого животного украшала белая четырехугольная отметина. Но это ошибка. Судя по бронзовой фигуре, которая дошла до наших дней, она была треугольной. Всех черных быков хоронили с почестями. Для этого выбрали селение Саккара.

Статуя Аписа (Лувр)
Статуя Аписа (Лувр)

В Гелиополе был развит культ черного быка Мневиса (Немура) – воплощения бога солнца Ра и Осириса. Жители Гермонта чтили Бухиса. Они верили, что это бог в обличье черно-белого быка.

Стела, посвященная Апису
Стела, посвященная Апису

Поэтому таких животных запрещалось убивать под страхом смерти. Все быки черно-белой масти должны были умирать только своей смертью. Их мумифицировали и оставляли в некрополе, который назывался Бухеум.

Апис — Жан-Франсуа Шампольон (Музей Бруклина)
Апис — Жан-Франсуа Шампольон (Музей Бруклина)

После расшифровки розеттского камня, обнаруженного в 1799-м, стало известно, что египетский царь Птолемей V усердно приносил жертвы священным быкам Апису и Мневису, чествовал их, устраивая пышные торжества. Он возвел в честь Аписа прекрасный храм, повелел украсить его драгоценными металлами, регулярно завозить туда зерно.

Крокодил

В судоходной части Нила, а также вблизи озер, болот и стремнин развился культ крокодила, считавшегося воплощением бога воды Себека.

Себек — Жан-Франсуа Шампольон (Музей Бруклина)
Себек — Жан-Франсуа Шампольон (Музей Бруклина)

Геродот писал, что останки человека, ставшего добычей этого животного, запрещалось бальзамировать. К ним не могли прикасаться даже родственники. Покойного передавали жрецам. Они надевали на него богатые одежды и собственноручно хоронили в особой гробнице.

Страус

Во время раскопок археологам не удалось найти рисунки людей с головой этой птицы. Некоторые египтологи связывают это с богиней истины Маат.

Изображение Маат с пером на голове
Изображение Маат с пером на голове

Ее изображали в виде привлекательной женщины, чью прическу украшало страусиное перо. Она присутствовала на суде Осириса вместе со своим мужем Тотом.

Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса (Британский музей)
Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса (Британский музей)

Когда на одну чашу весов справедливости попадало сердце умершего, на другую клали перо страуса. Равновесие подтверждало праведность и становилось пропуском в мир Осириса. Если сердце было тяжелее, грешник исчезал в пасти чудовища Амт.

По мнению египтологов, культ животных базировался на страхе и восхищении. Даже после вторжения римлян египтяне продолжали возделывать землю, ухаживать за скотом и искренне верить в то, что глазами живых существ за ними пристально наблюдают боги.

  • Скоро будет вторая часть, так что ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во ВКонтакте!
  • Литература: wikipedia.org